Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Текст доклада передан государствам, членам Совета Безопасности ООН. Накануне секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани провел встречи с представителем ЕС по внешней политики и безопасности Хавьером Соланой. Затем он встречался в Вене с главой МАГАТЭ аль-Барадеем. Одновременно в Анкаре побывал министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки

В Вене представлен доклад гендиректора МАГАТЭ Мухаммеда аль-Барадея. В нем говорится, что Иран не приостановил обогащение урана, как того требовала резолюция Совета Безопасности ООН, принятой 23 декабря 2006 года.

Текст доклада передан государствам, членам Совета Безопасности ООН. Накануне секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани провел встречи с представителем ЕС по внешней политики и безопасности Хавьером Соланой. Затем он встречался в Вене с главой МАГАТЭ аль-Барадеем. Одновременно в Анкаре побывал министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки. Арабский канал телеканал ' Аль-Джазира' квалифицировал этот визит в качестве 'таинственного', намекая, что глава турецкого МИДа Абдуллах Гюль передал своему иранскому коллеге какое-то послание из Вашингтона, касающееся некоторых проблем иракского урегулирования. Если предположить, что идет о закулисном торге с Тегераном с целью если не нейтрализовать, то хотя бы воздействовать на понижения активности шиитских боевиков в Ираке, то о практических результатах переговоров в Анкаре можно будет судить по тому, как и с какой активностью США начнут проталкивать через СБ ООН новую резолюцию по Ирану.

Пока события развиваются по критическому сценарию. В интервью Financial Times аль-Барадеи заявил, что Иран с августа 2006 года овладел критически важными ядерными технологиями и близок к тому, чтобы через 6 месяцев начать обогащение урана в промышленных масштабах. Таким образом, глава МАГАТЭ обозначил сроки - август 2007 года, когда Тегеран будет в состоянии пересечь 'точку невозврата'. В то же время в отчете МАГАТЭ указывается, что Иран занимается обогащением урана в подземных цехах на фабрике в Натанзе (в центре страны) и уже установил четыре каскада, каждый из которых состоит из 164 центрифуг. Уровень обогащения изотопа урана- 235 значительно ниже, чем необходимо для производства атомного оружия. Кроме того, объем исходного материала составляет всего 66 килограммов, что годится только для исследовательских целей. ( МАГАТЭ уточняет: данная информация верна по состоянию на 17 февраля 2007 года).

Иранская интрига перенесена вновь в Совбез ООН, где Россия, США, Франция, Англии и Китай - совместно с Германией приступили к обсуждению новой резолюции по иранскому 'ядерному досье'. Как считают аналитики, первые признаки так называемого компромиссного подхода и затягивания времени для проведения широкого политико-дипломатического маневра, уже налицо. Достаточно отметить, что представитель Словакии в Совбезе Петер Буриан заявил, что руководство этого органа связывается с другими 14 странами - членами для выяснения, 'насколько ситуация благоприятна для проведения дальнейших консультаций'. В свою очередь, госсекретарь США Кондолиза Райс сочла необходимым подчеркнуть, что администрация Буша признает право Ирана на развитие атомной энергетики. Проблема, по ее словам, заключается в том, что Тегеран активно занимается обогащением и переработкой урана и при этом отказывается сотрудничать с МАГАТЭ, что вызывает подозрение. "Мы начнем обсуждение вопроса, каким путем нам следовать дальше. Наша цель заключается в том, что мы должны продолжить пытаться убеждать здравомыслящие силы Ирана в том, что нынешний курс Тегерана разрушителен'", - уточнила госсекретарь.

В настоящий момент ситуация пока предсказуема. Китай и Россия будут настаивать на том, что необходимо продолжить дипломатические усилия, выступая против военной операции США против Ирана. США и Великобритания будут стоять на том, что Иран два раза нарушил резолюцию Совбеза и с ним необходимо теперь разговаривать только в жесткой, ультимативной манере. Многое будет зависеть от Франции, которая в 'иранском досье', на наш взгляд, будет сближаться с российской и китайской позицией. По оценке экспертов, дипломатическая рутина может продолжаться около двух месяцев. Торг вокруг третьей резолюции Совбеза по Ирану ожидается тяжелейший. В частности, речь может идти о новых санкциях, которые включат полный или частичный разрыв с Ираном экономических отношений, прекращение железнодорожного, морского, воздушного, почтового, телеграфного и других видов сообщений, а также разрыв дипломатических отношений.

Грянет ли ' Иранская свобода'?

Вскоре после первой победы Джорджа Буша на президентских выборах в США, в московском Центре Карнеги состоялась встреча российских экспертов и аналитиков с одним из известных американских политтехнологов, профессором Стенфордского университета Майклом Макфоллом. Говоря о контурах будущей политики США на Ближнем Востоке, он заявил, что 'не планируется паузы между вооруженными вторжениями в Ирак и Иран'. Одновременно , по Макфоллу, Вашингтон будет 'переформатировать геополитическую обстановку в сопредельных зонах- на Южном Кавказе, Центральной Азии и в Афганистане'. Тогда многие из российских специалистов скептически отнеслись к 'вбросу' в их среду такого рода информации. Но дальнейший ход событий в обозначенных регионах мира стал подтверждать сообщение американского профессора. Недавно на сайте израильской аналитической группы МАОФ (Newsru.com) появились информация со ссылкой на британские военные источники о том, что 'американские военные переключились на Иран' сразу же после того, как был свергнут режим Саддама Хусейна в Ираке. Сама же операция под кодовым названием ' Иранская свобода' разрабатывалась четыре года. Но ее практическому осуществлению помешали 'непредвиденные трудности', с которыми столкнулись войска союзников в Ираке. Конкретные детали этой операции сегодня строго засекречены, но ее главная задача обозначена: любыми средствами нейтрализовать ядерный потенциал Ирана, вплоть до расчленения страны, подобно тому, как это фактически произошло в Ираке. Но до дня ' Ч' держать по возможности как можно дольше не только Иран, но и сопредельные страны в предударном состоянии, проводя активные оперативные мероприятия с целью вербовки на свою сторону сил реальной и виртуальной оппозиции любого типа. Именно этим силам, с учетом приобретенного опыта оккупационного режима в Ираке, будет отводиться решающая роль в деле строительства 'новых демократий'. Военный фактор призван обеспечить только мощное внешнее прикрытие.

Многие американские аналитики убеждены, что самым реальным шансом в деле подрыва позиций нынешнего иранского режима внутри страны станет этнополитический фактор.

Существует еще одно, на наш взгляд, не случайные совпадения. В апреле 2006 года президент Ирана Махмуд Ахмадинежад объявил, что его страна вступила в клуб обладателей ядерных технологий. В июне того же года в Телль-Авиве госсекретарь США Кондолиза Райс впервые употребила термин ' Новый Ближний Восток '. Это был открытый намек на существование в США нового коммуникационного проекта касательно Ближнего Востока с учетом новых геополитических реалий: военное присутствие США в Ираке и Афганистане. С точки зрения представлений академической науки, новый термин является спорным. Но организованные вслед за выступлением Райс в Израиле 'утечки' информации, дают возможность относительно подробно реконструировать географию ' Нового Ближнего Востока'.

10 июля 2006 года в журнале вооруженных сил США была опубликована статья ' Кровавые границы. Как может выглядеть Ближний Восток', автором которой является американский военный эксперт, полковник в отставке Ральф Петерс. Согласно его версии, из частей расчлененных Ирака, Ирана, Сирии и Турции должна быть создано курдское государство. В дальнейшем в состав этого государства будет включен не только Киркук, но и побережье Черного моря, для того, чтобы обеспечить выход местным энергоресурсам на мировой рынок. Восточным 'форпостом' Курдистана должен стать город Тебриз. Таким образом, через 'Большой Курдистан', с запада Суннитский Ирак ( это уже геополитическая реальность) , а также с юга чрез Белуджистан и с востока через Афганистан, нейтрализовать влияние Ирана в масштабах всего региона.

Курдистан должен превратиться во второго после Израиля союзника США в регионе. Сам же Израиль вернут к границам 1967 года. Что же касается территории, которую планируют оставить за иранцами, то она должна быть лишена коммуникационных возможностей в направлении Север-Юг.

Территориальные изменения могут серьезно затронуть и Азербайджан. Северные регионы Ирана (так называемый Южный Азербайджан с Исфаханом , но без Тебриза) переходят под контроль Баку. Этой операцией расчленяется существующий единый так называемый 'тюркский пояс', простирающийся от Турции до Центральной Азии. В результате Азербайджан перестает иметь общую границу с Турцией. Ей, кстати, тоже грозит расчленение на Западную и Восточную Анатолию в связи с проектом создания государства Курдистан. Таким образом, американцы планируют отрезать от Южного Кавказа двух исторически влиятельных региональных игроков: Турцию и Иран.

При таком сценарии Армения получает в свой состав Карскую область и 'всю гору Арарат'. Что же касается Грузии, то, похоже, американские геополитики, несмотря на нынешний военно-политический альянс с Тбилиси, не очень высоко оценивают его потенциал с точки сохранения государственности.

После публикации статьи Петерса, добросовестно 'отработавшего тезисы' Кондолизы Райс, официальные круги в Вашингтоне поспешили от него отмежеваться, объявив его 'маргинальным экспертом'. Однако реальная политика США на Ближнем Востоке и Южном Кавказе, уже не вызывают сомнений в существовании плана ' Иранская свобода'.

Бакинские горизонты

Аналитики давно перестали удивляться тому, что на страницах бакинской печати часто появляются публикации, муссирующие идею создания так называемого 'Большого Азербайджана'. Делается это вопреки официальным заявлениям президента Ильхама Алиева о желании поддерживать 'добрососедские отношения с соседним Ираном'. Тегеран насторожен: достаточно вспомнить его реакцию на второй съезд азербайджанцев мира, который прошел в марте 2006 года в Баку.

Как говорится, слов из песни не выбросишь: лидеру Азербайджана так и не удается разрешить карабахскую проблему. Республика утратила суверенитет над территорией Карабаха и еще пятью районами ( Лачин, Кельбаджар, Кубатлы, Зангелан, Джебраил). А два района только частично контролируются центром. Частично. Агдам и Физули). В этих условиях популяризация идеи об открывающихся новых геополитических горизонтах может подаваться как 'главная государственная задача'.

Тем более, что, как полагают некоторые бакинские политики, для этого складываются 'благоприятные объективные условия'. США достаточно прочно 'прописались' в республике. ' Мы сотрудничаем с США в военной области, сделали значительный шаг в сторону Североатлантического сообщества, - говорил недавно в одном из своих интервью известный азербайджанский политолог Хикмет Гаджизаде.- Наши аэропорты переоборудованы для американских самолетов, которые летают из Азербайджана в Афганистан.

Инфраструктура, логистика, ПВО страны находятся в полной координации с американцами. Мы уже фактически присоединились к антииранской коалиции. В самом Иране не исключена гражданская война. У Вашингтона два сценария: заполучить Иран целиком и привести к власти лидера типа президента Пакистана Мушаррафа ( переворот), или начать операцию по расчленению Ирана'.

В азербайджанском издании ' Зеркало'( 19.05.2006) политолог А. Рашидоглу расписал сюжеты возможной гражданской войны в Иране. По его мнению, в планах США иранским азербайджанцам, которые, по некоторым данным, составляют 40 процентов населения Исламской Республики, придается роль "ведущей скрипки" в расчленении Ирана изнутри. Если им будет оказана необходимая помощь, и они сумеют решительно заявить о своих требованиях, то возникшие волнения быстро перекинутся в районы компактного проживания арабов, белуджей и туркменов, считает политолог. Полагают, что реализовать это план будет легко, так как существует концентрация национальных меньшинств на периферии, близ границ с соседними государствами (в частности, с Ираком и Афганистаном, где имеется американское военное присутствие). Определенную роль может сыграть и религиозный фактор, так как белуджи, туркмены и большинство курдов являются суннитами.

Тегеран тоже не сидит сложа руки. Располагая сведениями, что на территории соседнего северного государства прочно свили гнезда' иранские диссиденты, он стал оказывать поддержку талышам в деле осуществления их идеи воссоздания на юге Азербайджана некогда упраздненной большевиками Талыш-Муганской республики. На севере, в российском Дагестане, активно стало проявляться национальное самосознание аварцев. У них ожила историческая память о некогда потерянной части родины, которая охватывает весь ныне азербайджанский Белокано-Закатала-Кахский район. Да и лезгины, оказавшиеся разделенными российско-азербайджанской границей, актуализируют идею 'воссоединения нации', и создания государства Лезгистан. Добавить к этому потерю контроля над Карабахом и находящиеся под оккупацией восемь районов республики, сделаем вывод: азербайджанские власти оказываются между молотом и наковальней.

Допустим, Тегеран, недовольный азербайджано- американским альянсом, опасаясь военного удара со стороны США, решит упредить события и первым задействует этнический фактор: спровоцирует талышское население "на борьбу за национальное освобождение" .В свою очередь, Баку, сделает ставку на разжигание националистических настроений в Южном Азербайджане. От такого хода событий выиграют в первую очередь США, поскольку они заинтересованы в прямой или косвенной дестабилизации ситуации в Иране, рассчитывая таким сменить власть в Тегеране, или хотя бы задержать процесс создания в этой стране ядерного оружия. Но, как показывает опыт Ирака и Афганистана, именно пламя межэтнических конфликтов, быстро переходящих в межконфессиональные столкновения, могут просто лишить Азербайджан государственности в нынешнем его ленинско-сталинском варианте. Страна, как и Ирак, превратится в арену шиитско-суннитских столкновений, в котором преимущество будет на стороне Тегерана, поскольку большинство населения Азербайджана являются шиитами.

Обозначенные конфликтогенные зоны могут не ограничиваться южнокавказским и прилегающими к нему регионами.

Фрагментация целых стран Ближнего Востока ( Ирак, Афганистан), которая началась с американским военным присутствием, уже порождает цепную реакцию развала. Логика нынешнего геополитического процесса такова, что для установления хотя бы минимального контроля над ситуацией , потребуются присутствия в регионе международных миротворцев и созыва региональной 'Версальской конференции', на которой будут решаться не только проблемы территориальных границы между вновь образованными государствами, но и вообще их судьба.

Трагически для Азербайджана могут развиваться события и в случае нанесения военного удара США по Ирану. Бакинский политолог Расим Мусабеков усматривает опасность только в так называемой гуманитарной катастрофе, беженцах и пр. При этом забывается то, что иранские власти неоднократно заявляли, что в случае военного удара по их стране они будут наносить ответные удары по американским целям в других странах, в том числе и по Азербайджану. Аналитики не исключают даже того, что при определенных обстоятельствах, Иран может совершить военный бросок на север и оккупировать Баку. Представить себе, что город нефти, подобно Белграду, будет бомбить американская авиация, чрезвычайно сложно.

Мюнхенская загадка Путина

Недавно произошла в определенном смысле настоящая сенсация: на web-сайте начальника генерального штаба турецких вооруженных сил был помещен текст выступления Президента РФ Владимира Путина в Мюнхене на 43-ей международной конференции по безопасности. Этот факт вызывает мысли о том, что Турция глубоко озабочена политикой, проводимой Вашингтоном в отношении Ирака и Ирана. В этой связи генерал-майор в отставке Армаган Кюлоглу в телефонном интервью Turkish Daily News заявил, что российский лидер дал понять, что мощь США уже не та, что была. Теперь, по мнению генерала, Москва превращается в один из центров многополярного мира.

Турки знают ситуацию в регионе не понаслышке. Они заметно активизировали свои контакты с Тегераном по разным линиям - внешнеполитическим и каналам спецслужб, пытаясь выступить посредниками во взаимоотношениях между Тегераном и Вашингтоном, с одной стороны, и между собой и Баку - с другой. Анкара в готовящемся с помощью США референдуме в богатом нефтью иракском Киркуке и в западных заявлениях о геноциде армян, почувствовала 'запах паленного'. Поэтому, как отмечают турецкие аналитики, появление на web-сайте Генштаба мюнхенской речи Владимира Путина, может означать дрейф Анкары в сторону от США. Генерал Кюлоглу считает, что 'Турции не следует слишком активно муссировать такие темы, как терроризм, северный Ирак и Иран'. Двусторонний диалог должен вестись на взаимной основе, поскольку Турция имеет хорошие отношения и с другими державами. ( намек на Россию). Конечно, добавляет генерал, Соединенные Штаты могут попросту проигнорируют данный жест Анкары, но могут отнестись к нему с должным вниманием.

На днях Азербайджан намерен посетить высокопоставленный руководитель Генштаба вооруженных сил Турции Аргюн Сайгын. Затем в Баку прибудет командующий сухопутными войсками Турции Илькер Башбуг. Политический цейтнот чувствуется и в том, что в первых числах марта с визитом в США направляется министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров. Тема его переговоров - Иран. Точнее, как считает бакинский политолог Игбал Ага-заде, Вашингтон пытаться ' выявить роль, которую могут сыграть иранские азербайджанцы в случае начала военной стадии конфликта с Ираном'.

Но так называемая мюнхенская загадка Путина в интерпретации Турции не только в этом. Многие турецкие аналитики обратили внимание на то, что буквально вслед за Мюнхеном, в Москве произошло перемещение с поста министра обороны РФ Сергея Иванова, уже заработавшего на Западе репутацию 'ястреба'. Тем самым, пишет газета ' Миллиет', Кремль в один из критических моментов обострения ситуации вокруг Ирана, решил 'загадочным' образом 'поменять коня на переправе'.

Другой момент, вызвавший наибольший интерес со стороны турецких аналитиков: досрочная отставка с поста президента Чечни Алу Алханова и назначение временно исполняющим обязанности президента республики Рамзана Кадырова. Важно, что, оценивая такое кадровое перемещение, турецкие аналитики не стали принимать в расчет сюжет 'об обострившейся борьбе за власть между Алхановым и Кадыровым'. Когда Кадыров отказался вообще иметь с федеральным центром так называемый Договор о разграничении полномочий и заявил, что 'Чечня является неотъемлемой частью России', в этом был распознан тонкий геополитический ход Кремля на Северном Кавказе - укрепление рубежей, поскольку Кадыров имеет в своем распоряжении хорошо подготовленные и прекрасно экипированные военные подразделения.

Еще один момент, на который обратили внимание во многих государствах Ближнего Востока. На большой пресс-конференции, Владимир Путин фактически дистанцировался от каких-либо рецептов, относительно урегулирования карабахской проблемы. Взамен он предложил конфликтующим сторонам совместно возобновить выпуск известного на всю Россию портвейна 'Агдам'. Таким образом, Кремль предоставил полную возможность другим государствам 'таскать горячие каштаны из разгорающегося нового костра'.

Некоторым исключением может быть недавняя поездка главкома ВВС Михайлова в Ереван, где он заявил о необходимости создания ПРО государств - СНГ. Были названы три базовые точки системы: Ереван - на южном направлении, Минск - на Западном, Казахстан- Узбекистан - в Центральной Азии. Но даже это решение было в некоторой степени дезавуировано министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым, заявившим, что Россия никоим образом не будет втянута в гонку вооружений.

Налицо признаки того, что зона Южного Кавказа по значимости и в сравнении с Прибалтикой и Центральной Азией, для России постепенно отходит на второй план, хотя это не исключает наличия в этом регионе мира своих собственных геополитических задач. Их решение обусловлено степенью вовлеченности в три неурегулированных этнополитических конфликта зоны - Карабах, Южная Осетия и Абхазия. Российская дипломатия, несмотря на участие на уровне сопредседателя Минской группы, на наш взгляд, дальновидно дистанцируется от активного участия в решении 'карабахской формулы'. В большей степени ее присутствие ощущается в абхазском и южноосетинском конфликтах. Более того, Россия уже давно ищет решение проблем, связанных с экспортом нефти и газа из Центральной Азии за пределами стран Южного Кавказа. Если ей удастся создать внутри ЕврАзЭС международной организацию, которая объединит РФ и государства - экспортеры энергоносителей Центральной Азии, то роль так называемого южнокавказского транзита для России станет вообще минимальной. Поэтому cтатус - кво на Южном Кавказа Москву до определенного момента устраивает. Тем более, что сам факт неурегулированности региональных конфликтов и новые геополитические проекты США, превращают Южный Кавказ в зону повышенного риска. Поэтому Москва практически отказалась от предложений осуществлять проекты с участием трех государств Южного Кавказа - Грузии, Армении и Азербайджана. Ее политика в этом регионе мира строится на двусторонней основе, что создает немалые возможности для политико-дипломатического маневрирования.

Что дальше?

Ожидается, что дебаты вокруг доклада МАГАТЭ по Ирану в Совбезе ООН начнутся в самое ближайшее время. Понятно, речь идет об ужесточении санкций против Тегерана. В то же время становятся известны некоторые детали военных акций США, если противостояние перейдет в фазу боевых действий. Би-Би-Си подтвердило, что планы США идут гораздо дальше бомбовых ударов по известным и потенциальным ядерным объектам. Американские штабисты уже обозначили другие возможные цели - в том числе иранские военно-воздушные и военно -морские базы, объекты ПВО, ракетные заводы и командные пункты. В этот же список, разработанный Центральным командованием во Флориде, входят заводы по обогащению урана в Натанзе и Исфахане, а также объекты в Араке и Бушере. В район Персидского залива направляются дополнительные военные корабли США. По мнению азербайджанского военного эксперта Джанмирзоя Мирзоева, это- реальные признаки начала боевых действий.

Дело в том, что все военные операции в этом регионе проходили по одинаковому сценарию - после прихода в район авианосцев через 1-2 месяца начинаются активные боевые действия, в которых непосредственно участвовала корабельная авиация, а также применялось ракетно- артиллерийское оружие ВМС США.

Первые конкретизированные сообщения о намерениях США начать кампанию против Ирана появились в кувейтских СМИ в январе 2007 года. Со ссылкой на источники в Пентагоне, утверждалось, что предполагается провести бесконтактную военную операцию ( первая фаза). Назывались и конкретные сроки начала войны - в течение ближайших месяцев, до апреля 2007 года. Судя по всему, к этому моменту должен быть запущен механизм 'пятой колонны' в Иране.

Вторая фаза войны - сухопутная. Судя по всему, американцы постараются ее избежать, поскольку ВС Ирана хотя и уступают в техническом оснащении армии США, но боевые действия будут проводить на своей территории, что резко повышает значение морально- психологического фактора. Учитывая то, что население Ирана идеологически уже подготовлено к развитию именно такого сценария хода событий, можно утверждать, что боевые действия в Иране будут более ожесточеннее , чем в Ираке. При этом Вашингтон не должен исключать, что с началом боевых действий могут активизировать силы сопротивления в Ираке и в Афганистане, а Тегеран может предложить в качестве поля боя и территорию Азербайджана.

Другой сценарий: мировой дипломатии и оппонентам Буша в конгрессе США удастся не допустить начала боевых действий против Ирана. Однако, на наш взгляд, существует много признаков того, что готовится военный удар. Для 'Нового Ближнего Востока' наступает эпоха Апокалипсиса.