Он говорит медленно, но, если в резиденции посла Финляндии пить одну чашку кофе за другой, внимательно слушая, то бывший президент этой страны Марти Ахтисаари расскажет интереснейшие истории.
Например, как одним жестом в 1999-м ему удалось вынудить президента Югославии Слободана Милошевича сдаться НАТО. Во время решающих переговоров М.Ахтисаари протянул руку и обнял сидевшего рядом посланника России Виктора Черномырдина, продемонстрировав диктатору, что привезенные международным сообществом условия одобряет и Россия, которую до этого С.Милошевич считал союзницей.
С той поры М.Ахтисаари успел разрешить еще один старый конфликт в Индонезии, став фаворитом на получение Нобелевской премии мира, и вернулся к Косово. К предательству интересов Белграда - возможно - возвращается и Россия.
Недавно М.Ахтисаари позволил последний раз представителям Сербии и Косово огласить свое мнение о подписанном ими самими плане окончательного статуса Косово, но уже в первый день, как и ожидалось, выяснилось, что во время переговоров ничего не изменилось: представители Белграда отметают какую-либо возможность отделения Косово, представители последнего требуют признать, что 'эта глава закончена, и эта книга закрыта'.
Для Сербии, которую с Косово связывает болезненная, но одновременно и славная история, категорически неприемлемы предложения, позволяющие Косово иметь атрибуты государственности, свою армию, контролировать свои границы и стать членом международных организаций, притом, что вся политика будет под присмотром представителя международных обществ.
Сам М.Ахтисаари признает, что не видит никакого прогресса - и не надеется увидеть. 'Если откладывать этот процесс вечно, тогда положение безопасности окажется под угрозой', - говорит он.
Поэтому, похоже, 10 марта М.Ахтисаари передаст неизмененный план Совету Безопасности ООН.
Тогда и начнется большая игра, главным игроком которой будет Россия.
Отвечающий за внешнюю политику ЕС Хавьер Солана в начале февраля признал, что 'косовский вопрос является основным заданием ЕС в данный момент'. Как раз это позволяет Москве, все сильнее желающей доказать свое влияние в Европе, играть самостоятельную игру - такую, в которой можно пожертвовать даже интересами игроков, считающих ее союзницей.
Министерство иностранных дел России несколько недель назад дало понять, что может наложить вето на план, не отражающий интересы Сербии, заявив, что международные посредники должны терпеливо искать решение, 'без искусственных графиков и уважая реальную внутреннюю ситуацию в Сербии', где не только радикалы, месяц назад на парламентских выборах набравшие большинство голосов, но и все другие партии сопротивляются официальному отделению составляющей одну шестую часть территории, но уже фактически независимого Косово.
После того, как 225 из 250-ти парламентариев проголосовали против независимости Косово, ожидающий 'принципиальной позиции' от России националистический премьер Сербии Воислав Коштуница заявил, что 'Совет Безопасности, несомненно, это предложение отклонит', потому что 'невероятно, чтоб Организация Объединенных Наций похитила часть принадлежащих им территорий страны'.
Председатель Комитета международных дел Российской государственной думы Константин Косачев, не упускающий использовать своих возможностей парламентария говорить жестче дипломатов, добавил оснований для таких надежд, сказав, что 'поспешная передача этого документа для рассмотрения Совету Безопасности может спровоцировать Россию и, не исключено, Китай воспользоваться правом вето'.
Но Кремль, похоже, отлично понимает, что никакое вето не остановит косовских албанцев и Сербии не поможет. Напротив, дождавшись такого вызова, Косово снова может полыхнуть насилием - а отказавшись от плана, составляющие всего лишь несколько процентов населения сербы не получат не только самоуправления, но и защиты ООН.
Ставка на Россию, похоже, не является полностью приемлемой и для менее националистически настроенных политических сил в Белграде - так была бы еще сильнее отдалена перспектива начать переговоры о вступлении в ЕС и НАТО. Сербия осталась бы единственной из всех балканских государств, добровольно решив сотрудничать с не раз предававшей ее интересы Россией, в то время, когда все соседи или уже вступили в западные организации, или объявили о таких намерениях.
России, хотя бы в смысле политической риторики, выгоднее позволить Косово отделиться и воспользоваться этим прецедентом, чтобы оказывать давление на Молдову и Грузию в связи с сепаратистскими территориями Приднестровья, Южной Осетии и Абхазии. 'Если мы теоретически представим, что Косово получило независимость, то тогда народы многих других непризнанных территорий нам скажет: а чем мы хуже? - несколько недель назад сказал тогдашний министр обороны России Сергей Иванов своему коллеге из Германии Францу-Йозефу Юнгу, призывавшему Совет Безопасности голосовать, не откладывая и положительно. - Все эти дела могут вызвать цепную реакцию, или, иными словами, мы должны быть осторожны, чтобы не открыть ящик Пандоры'.
Но и этот вариант не более вероятен, чем вето Москвы. Министерство иностранных дел России, правда, не зря созывало 'министров иностранных дел' всех трех сепаратистских республик, и те сказали, что обсудили открывающиеся перспективы косовского решения. В Москву собираются и президенты Приднестровья, Южной Осетии и Абхазии - их встреча планируются в апреле, как раз после голосования в Совете Безопасности. Но наблюдатели давно уже говорят, что если бы Россия хотела, то признала бы их независимость и без косовского прецедента, и без референдумов, в последние месяцы устроенные в этих регионах.
Это подтверждает и опубликованная газетой 'Коммерсант' новость, что как раз во время встречи 'министров' Москва давила на президента Приднестровья, заставляя сесть за стол переговоров с властями Молдавии, а представитель Министерства иностранных дел России Валерий Нестерушкин сказал, что для России было бы идеальным создать из Молдавии и Приднестровья 'развивающееся и положительно на нас смотрящее образование'. Как раз это, а не применение косовского 'прецедента' для создания новых очагов напряженности и было бы победой президента Владимира Путина.
Как, в отношении Косово, скорее всего, поведет себя Россия, пока что неясно. Но уже одно то, что в последние недели ее будущее поведение пытаются выяснить прибывающие в Россию делегации высокого ранга и из Европейского Союза, и из Соединенных Штатов, похоже, придает Кремлю вдохновения - как и усложняет выбор Вашингтона, - кого из своих союзников оставить на волю Москвы: Косово албанцев или Грузию.
После того, как отношения России с Западом внезапно ухудшились во многих областях, рассмотрение плана М.Ахтисаари в Совете Безопасности представит Москве прекрасный повод потребовать чего-нибудь взамен на одобрение по поводу отделения Косово. Дождавшись повода заключить такую сделку - и тем более дождавшись повода показать Западу, что без него невозможно двигаться вперед, - Кремль, чтобы ни говорилось, меньше всего озабочен интересами Белграда или Приднестровья.
Викинтас Пугачяускас - редактор редакции международных новостей государственного Литовского телевидения