Российское информационное агентство REGNUM освещает происходящие в сепаратистских регионах Грузии события особенно усердно и в соответствии со вкусами Кремля. Более того, в перечне зарубежных стран на сайте этого агентства Грузия, Абхазия и Цхинвальский регион фигурируют как отдельные страны.
Хотя главный редактор агентства REGNUM Константин Казенин объясняет это совершенно иначе: мол, для пользователей веб-страницы технически так более удобно. 'Джорджиан таймс' связалась с Константином Казениным по телефону и побеседовала с ним на эту и другие темы.
'Джорджиан таймс': В минувшем году ухудшение грузино-российских отношений достигло пика. Как вы думаете, по чьей вине это произошло - России, Грузии или обоих вместе?
Константин Казенин: Отвечу коротко. Это, разумеется, связано с позицией Грузии, касающейся НАТО, и с общей геополитической ориентацией Саакашвили. Речь также об Абхазии и Цхинвальском регионе, как о камне преткновения в российско-грузинских отношениях.
Хочу напомнить, что раньше был хотя бы период, когда диалог проходил гораздо лучше, несмотря на то, что Абхазия и Цхинвальский регион и тогда, как и сегодня, составляли проблему в этих отношениях. Конечно, это главная тема диалога, но не основная его составляющая.
- Русские политики в ухудшении грузино-российских отношений всегда винят Грузию, открыто заявляя, что она не должна вступать в НАТО. Но Грузия - независимое государство и имеет право сама выбирать свой путь. По вашему мнению, чем России все же мешает вступление Грузии в НАТО?
- Речь не о том, что вступление Грузии в НАТО мешает России. А дело в том, что сегодня в Закавказье, хотим мы того или нет, объективно есть несколько геополитических игроков. Как минимум, это - Соединенные Штаты Америки, Россия, Турция.
Естественно, что в этом регионе возможно и усиление роли Ирана. И когда в самом Закавказье какая-либо страна однозначно ориентирована на какую-то одну силу, это и вызывает напряженность. Именно так я бы это определил, когда речь идет о конфликте с Грузией.
- Константин Игоревич, вы руководите агентством REGNUM. В перечне зарубежных стран на вашем сайте Грузия, Абхазия и Цхинвальский регион почему-то выделены по отдельности. Почему так происходит?
- На этот вопрос мне много раз доводилось отвечать. Представленный на нашей веб-странице список географических объектов не следует рассматривать, как политическую карту мира. Это просто те регионы мира, откуда мы получаем информацию.
Россия у нас точно так же разделена на регионы. Хотя это не значит, что мы поддерживаем сепаратизм в каком-либо регионе России. Это лишь техническая сторона, которая облегчает читателю получение информации из региональных блоков.
- Недавно в Абхазии прошли незаконные выборы в органы местного самоуправления, которые министерство иностранных дел России назвало демократичными. Как бы вы это прокомментировали?
- Думаю, комментарий на этот счет должно сделать министерство иностранных дел. Что касается муниципальных выборов в Абхазии, факт, что эти выборы состоялись. Журналисты нашей информационной службы наблюдали за их ходом. Не могу сказать, что проблем не было, но выборы прошли достаточно демократично.
- В Гальском районе тоже?
- Я же сказал, что проблемы были. Знаю, что в Гальском районе были определенные трудности. Подобные трудности в Гальском районе в таких выборах абсолютно неизбежны.
- Россия без согласования с правительством Грузии прокладывает в Цхинвальском регионе отдельный газопровод. Разве это не прямое содействие и поддержка сепаратизма?
- Насколько мне известно, вопрос газопровода и на Южном Кавказе нуждается в согласовании сторон. Что касается поддержки сепаратизма со стороны России, то скажу, что она вынуждена помогать там своим гражданам.
- В том-то и дело, как они стали гражданами России? Получить гражданство России в Абхазии и Цхинвальском регионе мог каждый, кому, мягко говоря, было не лень...
- Знаете, у меня на этот счет другая информация... Я так не думаю.
- Во всех случаях, подобные действия никак не способствуют нормализации грузино-российских отношений. Как вы думаете, какие шаги с целью улучшения отношений должны предпринять как одна, так и другая сторона?
- Обе стороны должны осознать необходимость диалога. К сожалению, в последнее время диалог стал редкостью.
- Президент России Путин назначил Сергея Иванова вице-премьером, освободив от должности министра обороны. Несколько раньше министр обороны сменился и у нас. Будет ли отставка двух, так сказать, 'ястребов' с поста глав оборонных ведомств содействовать улучшению грузино-российских отношений?
- Делать прогноз очень трудно. Я не считаю, что в данном случае роль 'первой скрипки' играют министры обороны. Поэтому воздержусь от прогноза. Думаю, что в отношениях с Грузией главным, в первую очередь, является не военный, а политический вопрос.
- Несмотря на это, можно ли ожидать в ближайшее время потепления отношений между двумя странами?
- Еще раз скажу, что и на этот раз воздержался бы от прогноза. Вообще избегаю делать прогнозы.