Текущий год может войти в мировую историю как дата, ознаменовавшая начало второго этапа 'холодной войны' и значительных перемен в политических реалиях мира. Из-за новых военных и политических активов США в Восточной Европе отношения между Москвой и Вашингтоном после 15-летнего перерыва беспрецедентно обострились. Новые противоракетные системы, кампания, начатая за признание независимости Косово и вывода Сербии из-под влияния России, идея евро-американского трансатлантического экономического пакта, дальнейшее расширение НАТО, упоминание белорусским диктатором 'империалистических элементов' в политике Кремля и его высказывания о желании сблизиться с Европой - это те новшества, которые в будущем изменят баланс сил не в пользу Кремля. Соответственно, логично, что Москва истерично пытается сдерживать эти процессы.
Оформленные Соединенными Штатами соглашения с Польшей и Чехией оказались достаточными, чтобы Кремль отказался от дипломатических норм и его руководитель в ответ пригрозил 'неограниченным применением' при необходимости 'военной силы', если США по-прежнему будут придерживаться указанного курса. Вместе с тем, Москва пытается обвинить США в повторном провоцировании 'ускоренного вооружения' в мире и обострении существующих кризисов. Хотя на фоне этих обвинений Кремля любопытно, что США - не единственное государство, которое в последнее время развивает военные проекты и увеличивает финансирование на эти цели. Объем военного бюджета самой России возрос после 2000-го года в четыре раза, хотя существенно отстает от возможностей США. В этом свете угрозы российского президента относительно политики Америки можно считать скорее вызывающими удивление, чем убедительными. Выпад Кремля не помешал недавней встрече в Варшаве глав правительств Польши и Чехии Мирека Тополанека и Ярослава Качиньского, на которой они сообща подчеркнули свое согласие на размещение американцами в их странах систем ракетной обороны. За этой встречей вновь последовали ответные угрозы, на этот раз со стороны командующего ракетными войсками России Николая Соловцова.
Агрессивные выпады Москвы последнего времени, особенно в связи с противоракетной программой США, в целом направлены против НАТО, так как этот блок обеспечивает безопасность не только Соединенных Штатов, но и всех членов Северо-Атлантического альянса, и именно в его рамках стало возможным осуществление данного проекта. Тогда как, по заявлению Кремля, в соответствии с соглашением между Россией и Западом, расширение НАТО должно было происходить так, чтобы не вызвать приближение его военной инфраструктуры к границам России. Однако защиту безопасности восточных границ альянс полностью перенес на 'новые европейские страны'. Таким образом, несмотря на целый ряд заявлений, что расширение НАТО не направлено против России, очевидно, что оно меняет баланс сил не в пользу России, и Кремль рассматривает это как шаг против него. Соответственно, реакции Кремля на противоракетные системы, представляющие для него большое стратегическое поражение, прогнозируемы и понятны, хотя, конечно, не в той форме, очевидцем которой недавно стал мир.
Ясно, что в этом контексте крайнюю озабоченность России вызывают и планы дальнейшего расширения НАТО, в которых, как заявил Генеральный секретарь альянса, желательно, чтобы уже к 2009-му году фигурировала и Грузия. Так что, поставленный Путиным на Мюнхенской конференции вопрос, 'против кого направлено расширение', имеет для России вполне логичный ответ. Для Кремля освоение Северо-Атлантическим альянсом постсоветского пространства представляет прямое наступление на Москву, и она пытается своими агрессивными выпадами показать, что эти процессы не пойдут на пользу стабилизации в мире.
Вместе с тем, стратегия, которой в последнее время следует Путин, наряду со сдерживанием военных планов США, предположительно, имеет и другую, более реальную цель - помешать евро-атлантическому партнерству и ухудшить связи между членами альянса. Если Путин посредством энергетических рычагов сумеет вынудить Евросоюз к такому противостоянию, вынудить вновь заговорить о перспективах 'расцвета' партнерских отношений с Кремлем и направить на иные позиции, то понятно, что это в определенной степени вызовет различие мнений и противостояние среди членов альянса.
Что касается нынешней позиции европейских государств, то лидер страны - хозяйки Мюнхенской конференции и действующий президент Евросоюза Ангела Меркель выступила с призывом к взаимному сотрудничеству: 'Ни у одного государства мира нет достаточной мощи, денег и влияния, чтобы в одиночку противостоять вызовам'. По словам Меркель, отношения между НАТО, Евросоюзом и Россией являются решающими для стабильности. 'Вместе с Россией мы можем многого достичь. Совместная торговля ведущих стран гораздо важнее, чем соперничество'.
В свою очередь, и Соединенным Штатам именно под этим углом предоставляется возможность еще раз подчеркнуть роль НАТО в отношении Европы и необходимость развития этого альянса для безопасности Европы. Выбор Путина во внешней и энергетической политике показал всему миру, насколько Россия - дружественный, надежный и простой партнер. Именно в этот контекст логично вписывается и заявление министра иностранных дел Чехии Карела Шварценберга: 'Нам надо выразить благодарность господину Путину за то, что он высказал все аргументы в пользу необходимости расширения НАТО'. Запланированная на весну в рамках НАТО массивная военная операция в Афганистане может стать на фоне агрессивного выпада Путина также демонстрацией в его адрес единства и военной мощи Запада.
Крайнее обострение конфронтации между США и Россией, возможно,
скоро скажется и на других международных политических процессах, в том числе на таких кризисах, как иранский вопрос или конфликты на Балканах и Кавказе. Вместе с тем, следует отметить, что противостояние может даже позитивно отразиться на позиции консерваторов в США и на рейтинге президента Буша. Возврат к риторике 'холодной войны' и ядерной угрозы поможет консерваторам и в наращивании военного бюджета США, что уже давно входит в их интересы. А это Соединенным Штатам необходимо в конкуренции, кроме России, и с такими государствами растущей военной и экономической мощи, как Китай и Индия.
Итак, возвратится ли 'холодная война'? Этот вопрос, исходя из новых масштабов российско-американского противостояния, может стать главной темой и событием будущего года. Во всех случаях необходимо отметить и то, что соперничество между США и Россией времен 'холодной войны' никогда не приостанавливалось и до сегодняшнего дня проходило в модернизированном виде и менее заметно в тени дипломатического этикета. А последние заявления Кремля и политический выбор России еще раз со всей очевидностью показывают, насколько важно для Грузии вступление в НАТО и Евросоюз и осуществление адекватных реформ для ускорения этих процессов.