МОСКВА - Власти намекают на возможное самоубийство, но, прежде всего, они настоятельно подчеркивают, что не обнаружили ничего, что наталкивало бы на мысль об убийстве. Однако все, кто хорошо был знаком с Иваном Сафроновым, утверждают, что это падение из окна выглядит более чем подозрительно. Иначе говоря, это не самоубийство, а дефенестрация. Избавление от очередного неудобного журналиста.
Это был бывший военный, эксперт по проблемам вооружений в оппозиционной газете 'Коммерсант'. 51-летний Сафронов десять лет назад вышел на пенсию и стал наблюдательным комментатором.
В пятницу в доме, где он жил, в окрестностях Таганки, в северо-западной части центра города, случилось это загадочное происшествие. Сафронов, одетый в пиджак, куртку и шляпу, был найден мертвым после того, как он выпал из окна дома. Рядом с ним лежал пакет с мандаринами, которые он, по всей видимости, только что купил.
Первые же следственные действия, предпринятые полицией, выявили подозрительные обстоятельства этого дела. Журналист поднялся на два этажа выше своей квартиры, чтобы выброситься из окна головой вниз. Он не прыгнул, как сделал бы любой нормальный самоубийца, а фактически нырнул. Как считают его друзья и коллеги, куда более вероятно, что его кто-то скинул.
Токсикологический анализ не выявил в крови Сафронова ни алкоголя, ни наркотических веществ. Вчера вечером московская прокуратура завела по факту происшествия дело. Следователи предполагают, что речь идет о 'подстрекательстве к самоубийству'.
Очередное дело, которому суждено остаться без объяснения? В России многие убеждены, что тем и закончится: последние годы подобные вещи слишком часто происходят с теми, кто осмеливается критиковать власть.
Три месяца назад Сафронов первым рассказал о третьем подряд фиаско при запуске межконтинентальной ракеты 'Булава', на которую Кремль возлагает большие надежды в связи с отражением возможного американского нападения из космоса.
Журналиста несколько раз допрашивала внутренняя служба безопасности - ФСБ, ставшая наследницей КГБ. Тот факт, что в прошлом он был полковником ракетных войск, заставлял предположить, что он имел доступ к закрытой информации. Но в каждом случае Сафронову удавалось доказать, что он пользовался открытыми источниками. Он попросту сопоставлял различные данные и делал из них логичные выводы.
'Наш Иваныч, конечно же, был не таким человеком, чтобы уйти из жизни по собственному желанию', - написал вчера 'Коммерсант', назвав Сафронова по отчеству, как все в редакции привыкли называть его. 'Я знал его десять лет, и самоубийство - последнее, что могло прийти ему в голову', - добавил Андрей Васильев, главный редактор этого экономического издания. 'По каким-то причинам в этой стране умирают именно журналисты, неприятные власти', - с трагическим сарказмом прокомментировала вчера газета 'Московский Комсомолец'. С 1992 года по нынешний день в России было убито 212 журналистов, утверждает 'Новая Газета'.
Смерть Сафронова естественным образом заставляет всех вспомнить об убийстве Анны Политковской, которое произошло в прошлом октябре. Эта журналистка писала о многих вещах, вызывавших недовольство в верхах, и убийца подкараулил ее в подъезде дома, чтобы 'преподать хороший урок' и ей, и всем остальным.
Еще раньше настал черед Пола Хлебникова, американца русского происхождения, который возглавлял местную версию журнала 'Форбс': его изрешетили десятком пуль. Погибли и многие другие, включая Юрия Щекочихина, заместителя главного редактора той 'Новой газеты', где работала и Политковская. Несколько лет назад он скончался от загадочного отравления.
Это отравление напоминало случившееся с тайным агентом в изгнании Александром Литвиненко, которого отравили полонием в Лондоне, откуда он продолжал разглашать интриги своих бывших коллег, находящихся на службе у Кремля.