Поприветствовав участников и гостей собора, в том числе и от имени политического объединения ЗаПЧЕЛ и членов Европейского русского альянса, она как человек, работающий в современном Вавилоне, где еженедельно встречаются избранные населением 27 стран 800 их представителей, перешла к вопросу о том, каким должен быть язык общения.
В Европейском союзе официальных языков 23, но русского среди них нет. Россия не является членом ЕС, а в Латвии язык второй общины - русский - не имеет официального статуса. Но согласно исследованиям Евробарометра о знании жителями Евросоюза иностранных языков выяснилось, что русский занимает четвертое место. Вроде бы можно радоваться и гордиться. Но этот результат дала нам та эпоха, когда русский активно изучался в школах и вузах стран Восточной Европы и стран Балтии. Знающие русский язык европейцы - это поколение нынешних 40-летних и более старшие поколения. Среди молодежи ситуация совершенно иная. Та же картина - в странах третьего мира...
Сейчас надо принимать государственное решение о создании в России федерального ведомства, ответственного за укрепление позиций русского языка во всем мире. Почему не использовать средства, полученные за счет несметных природных богатств России, на создание духовного богатства - изучение русского языка? По примеру Германии, создавшей по всему миру сеть институтов Гете, необходимо создать сеть институтов Пушкина.
Параллельная программа должна быть нацелена на работу с семьями выходцев из России. Здесь следует четко разделять подходы к странам, где русские школы нужно строить практически с нуля, от тех, где веками существовала система образования на русском языке.
В первом случае наряду с созданием мощной системы учебных заведений при посольствах РФ (в них могли бы учиться не только дети дипломатов, но и дети живущих в этих странах российских граждан) нужна поддержка сети воскресных школ для детей соотечественников, получающих образование на языке страны проживания. Для становления такой сети нужны совместные усилия и средства - Российского государства, родителей учеников, организованного ядра русской диаспоры. Именно на усиление этого третьего элемента работает Европейский русский альянс. Мы хотим, чтобы русские, проживающие в странах ЕС, были представлены в органах власти. Имея 'своих' депутатов, легче будет добиться выделения школьных помещений и других ресурсов.
Что касается тех стран, где русские являются традиционным меньшинством (к таким странам относится и Латвия), мы в первую очередь должны настаивать на том, чтобы сохранялась и развивалась финансируемая государством и самоуправлениями система образования всех уровней на русском языке. Европейские стандарты в области прав меньшинств позволяют нам агрументированно отстаивать эти требования.
И русские Латвии показали, что когда грянул гром (в виде реформы образования), они смогли сплотиться и громко сказать 'нет!' Хребет ассимиляционной реформе был сломлен. Но она все-таки жива: перебитый позвоночник разделен в пропорции 40 на 60. После мощной атаки нам предстоят еще длительные позиционные бои. И тут нас предал тыл - полномочные представители исторической родины. В виде заявлений о том, что наши внуки и правнуки уже забудут о том, кто тут латыш, а кто - русский. Мол, сотни тысяч половцев превратились в грузин, а вы, ребята, станете латышами... Другой посланец для оправдания приоритетности подписания экономических российско- латвийских соглашений высосал из пальца открытие: мол, политика правительств стран Балтии в отношении меньшинств резко улучшилась.
Объединение ЗаПЧЕЛ заявило четко: да, мы полностью поддерживаем экономические соглашения и договор о границе, но не за счет неграждан! Из всего пакета зависших на десять лет российско-латвийских соглашений почему-то в сторону отставлен социальный договор, который позволил бы ликвидировать вопиющую несправедливость: негражданам при расчете пенсии в трудовой стаж не засчитывают годы работы вне Латвии. У нас на приеме в Латвийском комитете по правам человека побывали сотни таких людей. Их пенсии колеблются от 7 до 30 латов. По нашим подсчетам, на компенсацию недостающей части пенсии этим людям - а их у нас примерно 16 тысяч - из российского бюджета потребуется 500 тысяч долларов в месяц. Неужели эта сумма - проблема для России, и из-за нее российская сторона отложила в долгий ящик социальный договор?
Помощь слабым
Наши предложения России в ее политике по отношению к соотечественникам я бы сформулировала так: помощь слабым и перспективное стратегическое взаимодействие с сильными.
16 тысяч пенсионеров - потенциальные иждивенцы. Есть и еще одна группа людей, которой необходима прямая разовая денежная помощь, желательно к ближайшей годовщине Дня Победы. Наши ветераны Великой Отечественной больше не могут ждать, когда будут приняты давно обещанные поправки к российскому закону, распространяющие и на них льготы ветеранам. В 2001 году их было в Латвии 50 тысяч. Сейчас уже только 17 тысяч.
Новая миграционная политика России делает упор только на вторую часть предложенной мною формулы - на взаимодействие с сильными. Я считаю такой подход безнравственным. Недавно в одном из латвийских еженедельников на русском языке был помещен материал, подготовленный ФМС России и распространенный РИА 'Новости'. Его заголовок показался мне сначала образцом алогизма: 'ПРИГЛАШАЕМ ВСЕХ - НЕ ВСЕХ ПРИМЕМ'. Но когда я нашла в статье упоминание о тех, кого не примут, моя ирония сменилась гневом. Не примут, оказывается, одиноких пенсионеров!?
На соборе много говорилось о совести и ее дефиците. О том, как бездумно люди тратят громадные деньги, не задумываясь о тех, кому сотая или даже миллионная доля потраченного могла бы помочь - сделать старость достойной, юность в детском доме - сносной, инвалидное кресло - мобильным.
О лыжах
Меня из всех описаний этих безумных трат по-настоящему потрясло то, что для 'новых русских' были изготовлены и проданы лыжи с вкраплениями бриллиантов!
Правда, в начале января в одном альпийском горнолыжном центре я обнаружила группы прилично себя ведущих, не сорящих деньгами направо и налево туристов из России и с радостью сделала вывод о становлении среднего класса. Ну а потом случился 'куршевельский' скандал... Такого рода скандалы отбрасывают далеко назад все громадные усилия по преодолению русофобии, предпринимаемые политиками, дипломатами, представителями Русской православной церкви.
Русские люди за рубежом
Вклад в создание позитивного образа России могут внести русские люди, постоянно проживающие за пределами России. Взаимодействие Российского государства с этими соотечественниками определяется словами - взаимовыгодное сотрудничество. Они для России - равноправные партнеры.
Именно такие люди объединились в Европейский русский альянс. Мы болеем за Россию, кровно заинтересованы в успешном развитии ее диалога с Евросоюзом. Когда межгосударственные отношения испытывают трудности, может помочь народная дипломатия. О том, как нам, русским Евросоюза, развернуть такую работу, мы хотим поговорить на широком форуме с участием членов альянса и представителей России - дипломатов, политиков, священнослужителей, предпринимателей.
На этом форуме не будет тех, кто демонстрирует на альпийском снегу лыжи с алмазами. Туда мы пригласим людей, готовых помогать другим людям, помогать России.
...Нас, случается, называют идеалистами. Но самое прибыльное дело - это отдавать другим. Как сказано в Библии, 'делая добро, да не унываем; ибо в свое время пожнем, если не ослабеем'.