Он использовал все свои возможности, закаленные на протяжении многих лет шахматных поединков, на высшем уровне. Итак, Гарри Каспаров, бывший чемпион мира, лидер оппозиционного Владимиру Путину движения, на прошлой неделе сумел провести через кордоны милиции первую настоящую демонстрацию протеста, которая прошла в Санкт-Петербурге. Власти думали защитить публичные сооружения, улицу, которая ведет от площади Восстания, где собрались манифестанты, к Смольному и зданию бывшего КГБ. С планом города, ручкой и листом бумаги в руках, Каспаров, таким образом, должен был поменять подготовленную программу, точно так же, как происходит в шахматном поединке, когда противник делает неожиданный ход. Хватило одного-единственного момента для того, чтобы понять, что произошло, что власти совершили серьезную тактическую ошибку. 'Единственное, о чем думало правительство, это о том, как бы защитить себя', - рассказал чемпион по окончании манифестации.
Итак, все те, кто вышел на площадь, несмотря на запрет властей, были направлены на центральный Невский Проспект, улицу магазинов и больших гостиниц, улицу, по которой проходил Ленин, направляясь в Зимний Дворец. Это стало лучшей из возможных витрин для оппозиции и ее публичной демонстрации, которым правительство ('режим', как его называет Каспаров) отказывает в какой бы то ни было видимости, начиная от телевидения и заканчивая газетами.
Около тысячи человек смогли заставить услышать свои голоса, скандируя антипутинские и антикремлевские лозунги. 'Это огромный успех', - говорят теперь все представители оппозиции, даже несмотря на то, что государственное телевидение ограничилось рассказом о 130 задержанных, которые представляют движения правых демократов, левых реформистов, ультракоммунистов и неофашистов.
В стране, в которой, по-видимому, не существует бога, кроме Путина (исследования приписывают ему индекс доверия равный 80%), единое движение всех оппозиционеров делает все, что в его силах. Важнейшие лидеры - все тот же Каспаров и бывший премьер-министр Михаил Касьянов. Из этих двоих, конечно, чемпион по шахматам более заметен (также и в международном плане) и рискует больше, учитывая те вещи, которые он говорит. Человек, который в 1985 году одержал победу над Анатолием Карповым, любимчиком советской номенклатуры, - среди немногих в России, кто осмеливается употреблять 'сильные' слова в отношении Кремля: 'Комбинация денег, власти, крови и свободы действий'.
Учитывая судьбу предшественников - от Анны Политковской, убитой таинственным киллером, до Михаила Ходорковского, пропавшего в Сибирь - последователи Каспарова боятся за него. Если Гарри продолжит расти в политическом смысле, а, следовательно, рискует стать настоящим магнитом для России, которая боится упадка демократии, кто знает, что может с ним произойти.