Перемещение президентом России Владимиром Путиным Сергея Иванова на пост первого вице-премьера напомнило грузинским политикам факт назначения Ираклия Окруашвили (бывшего министра обороны Грузии - прим.) министром экономики. С просьбой прокомментировать новую кадровую перестановку в правительстве России 'Джорджиан таймс' обратилась к политологу Рамазу Сакварелидзе.
- Чем была вызвана предпринятая Путиным кадровая перестановка. Назначение Иванова первым вице-премьером означает его выдвижение или же удаление?
- Весь мир задается этим вопросом, но точного ответа нет ни у кого. По моему мнению, он, скорее, его удалил. Иванов - одна из рейтинговых фигур последнего периода, у него могли быть претензии на президентство, независимо от того, входило это или нет в планы Путина. Иванов придерживался так называемой политики ястребов, т.е. силовых методов. А это исключало политический курс Путина. Его политика, хотя и основывалась на агрессии, но опиралась на экономические рычаги. Путин сделал знакомый нам шаг, в частности, министра обороны с высоким рейтингом перевел на должность, почетную, но с небольшим рейтингом. А на его место посадил руководителя налоговой службы, который может выявить нарушения, имевшие место в оборонном ведомстве. В таком случае это станет причиной привлечения Иванова к ответственности. С другой стороны, перевод шефа налоговой службы в оборонную структуру означает перечеркивание профиля этого ведомства. Иванов стал бесконтрольным и проводил независимую политику, а это не совпадало с политикой Путина.
- Не обострила ли еще больше грузино-российские отношения независимая политика Иванова?
- Очевидно, что в обострении отношений львиная доля принадлежит оборонному ведомству.
- Наверное, вы имеете в виду и оборонное ведомство Грузии?
- Судя по вашей реплике, видимо, и грузинское оборонное ведомство приложило к этому руки. После распада Советского Союза контроль над регионом Кавказа был передан 'ГРУ' и спецслужбам министерства обороны России. Оборонное ведомство пыталось восстановить СССР, а в планы Путина восстановление Советского Союза не входит. Расширение ареала его влияния в Европе и на постсоветском пространстве опирается на экономические механизмы. Поэтому идет борьба между Путиным и оборонным ведомством. Разжигание конфликтов - не в интересах Путина, это мешает его планам интеграции в Европу. Достаточно России сыграть позитивную роль в урегулировании конфликтов, - и Европа встретит ее аплодисментами.
- Хочу спросить вас о грузино-армянских отношениях. Недавно Азербайджан, Турция и Грузия объявили о начале строительства железнодорожной магистрали Карс - Ахалкалаки. При этом вне игры осталась Армения, тотчас же выразившая свое недовольство. Не означает ли это, что задействовав такой значительный проект, обидели Армению?
- Грузия, на самом деле, не в долгу перед Арменией. Эта страна делала такие шаги, которые входили в ее интересы, но ударяли по интересам Грузии. Для примера достаточно привести абхазские события, фиксирование Арменией своей позиции на европейской внешней арене. И Грузию не должны мучить угрызения совести, если она свои интересы тоже поставила выше. Армении следует осознать, что по отношению к соседям надо быть настроенной более доброжелательно. Еще надо разобраться и в том, какую позицию занимал Ереван относительно армянских отрядов во время войны в Абхазии. Если меня спросить, Грузия делала добрососедские шаги в отношении Армении гораздо чаще, чем было необходимо. Все три республики Закавказья должны быть заинтересованы в осуществлении единой геополитики в регионе. Поэтому старое надо забыть и думать о более гармоничных отношениях в будущем. И это касается Армении тоже. Она отстала от времени.
Если говорить о планах России, связанных с урегулированием конфликтов, тогда существует значительная вероятность того, что политика Армении окажется в тупике. Россия выступит с инициативой, чтобы в урегулировании конфликта с Азербайджаном первый шаг предприняла Армения. Если же она заупрямится, то Россия может вообще бросить ее. Армения умудряется действовать так, чтобы создать себе много врагов. А ведь Азербайджан и Турция могут за одну ночь смести ее. В подобной обстановке агрессивный тон Армении говорит о том, что она еще не осознала хорошо существующую реальность. Ее зарубежная диаспора тоже советует властям Армении взять ориентацию на Запад. Если Армения это учтет, тогда магистраль Карс - Ахалкалаки может оказаться самой выгодной для нее.
- В 2008-ом году к власти в Америке могут прийти демократы. Высказываются предположения, что они выведут войска из Ирака и будут больше ориентированы на внутреннюю политику. Возможно, что и в политические процессы в Грузии они не станут вмешиваться так активно, как республиканцы. Что принесет нашей стране приход демократов к власти в США?
- Американский избиратель возлагает ответственность не только на Буша, но распространяет ее на всю республиканскую партию. Для России демократы, в отличие от республиканцев, были более неприятными партнерами. Республиканцы - прагматики, и с ними всегда можно вести переговоры. А демократы - идеалисты, Они могут осложнить отношения с какой-либо страной только потому, что в ней нарушаются права человека. Демократы попытаются сохранить влияние в Ираке, но их стиль будет отличаться от республиканцев. Интерес к Грузии, как к стране-транзитеру нефти, останется и в случае прихода к власти демократов. 'По Кавказу проходит красная линия интересов Америки', - это фраза администрации Клинтона.
- Спрошу о грузинских политических процессах. Парламентские выборы будут важными, как для старых партий, так и для вновь созданных политических сил. Что более эффективно для победы на выборах, укрупнение партий или их участие по отдельности?
- Чем больше партий, тем труднее избирателю сделать выбор. Когда речь идет о выборе, для избирателя будет более комфортно, если он остановит его на одной из двух партий. Когда же в выборах участвуют четыре, пять и больше партий, всегда есть опасность, что они потеряют голоса избирателей и потерпят поражение. Укрупнение партий станет самым разумным шагом для политических сил. Партиям предстоит пройти большой марафон, так что посмотрим, какие шаги они предпримут. С другой стороны, бесспорно сильным является Национальное движение, возможно, гораздо более сильным, чем в период прихода к власти. Есть надежда, что партии учтут то, что их раздробленность принесла успех опять-таки правящей партии и сделают определенные выводы. Пока же можно сказать, что тенденции укрупнения не видно, а это указывает на то, что прагматичных выводов партии не делают.