Это не вторая холодная война, но образ России в Америке нуждается в размораживании.
'Когда на обложке журнала Economist появляется Путин, похожий на Аль Капоне, с газовой горелкой, странно напоминающей пулемет, понимаешь, что кремлевским пиарщикам предстоит много работы', - говорит профессор международной дипломатии из Колумбийского университета, старший сотрудник Совета по международным отношениям, стипендиат Фонда Джорджа Кеннана Стивен Сестанович (Stephen Sestanovich).
Но хотя российское правительство недавно выделило средства на создание двух англоязычных СМИ, чья работа нацелена на Запад (речь идет об информационном спутниковом телеканале "Russia Today" и о выходящем раз в месяц журнале "Russia Profile"), последний российский продукт из области пиар обязан своим происхождением частному источнику, и производится он в Америке.
Журнал "Russia!" - глянцевое ежеквартальное издание, появившееся в нью-йоркских киосках в начале текущего месяца. Его издатель Илья Мерензон говорит, что тираж журнала в 20000 экземпляров вскоре будет продаваться во всех крупных городах США, а также в Канаде и Великобритании. По его словам, часть выпуска сейчас находится на пути в Россию, а на днях должно быть заключено соглашение с российским распространителем этого журнала. Кроме того, готовится к выпуску издание "Russia!" на немецком языке.
Редакция журнала расположена на улице Лафайет. По словам Мерензона, читательская аудитория "Russia!" на 70 процентов должна состоять из американцев, на 20 процентов из англичан и на 10 процентов из русских. 30-летний уроженец Челябинска Мерензон приехал в Америку в 1999 году. Он учился в Университете имени братьев Пейс, в Новой школе, а одновременно с этим помогал начать издание местного развлекательного журнала на русском языке 'Метро'.
Год назад за чашкой кофе Мерензон высказал идею о создании журнала "Russia!" работающему и живущему в Москве бизнесмену Эндрю Полсону (Andrew Paulson). Он полагал, что это должно быть далекое от политики издание с хорошим оформлением, в котором будут публиковаться самые разные авторы, информирующие западных читателей о России.
Американец Полсон, живущий в России с 1993 года, уже добился успеха со своим издательством 'Афиша', которое выпускает самую разнообразную печатную продукцию на русском языке, включая журналы под названиями 'Афиша', 'Большой город' и 'Афиша-Мир'. Продав в 2005 году свой бизнес компании ProfMedia, принадлежащей миллиардеру Владимиру Потанину, Полсон переключил внимание на Интернет. Он выкупил русскую версию службы онлайновых дневников LiveJournal для своей новой компании SUP.
С их первого разговора на тему создания "Russia!" прошел год. Сегодня совладельцем нового журнала является еще одна компания Полсона New Century Bold. Другим его совладельцем стала возглавляемая Мерензоном американская компания Press Release Group, которую частично финансируют бизнесмены из США. (Несмотря на многочисленные предположения российской прессы, Мерензон говорит, что журнал не получает денег от Кремля.) Отвечая на вопрос о том, почему он согласился издавать журнал "Russia!" совместно с Мерензоном, Полсон сказал, что этот человек 'один из самых целеустремленных и упрямых (а может быть, даже самый целеустремленный и упрямый) предпринимателей, с которыми я знаком'.
По словам Полсона, его вклад в первый выпуск журнала ограничился тем, что он сказал Мерензону: 'Моя задача - нанять главного редактора, а затем отойти в сторону и не мешать'. Он также договорился с ним, что 'дизайном журнала будет заниматься Артемий Лебедев'.
Лебедев, которого Полсон называет 'одним из немногих великих художников-иллюстраторов в России', сегодня является художественным директором журнала. Лебедев, ставший дизайнером российского поискового сервера 'Яндекс', журнала 'Афиша' и целого ряда других известных в России проектов, живет в российской столице. По словам Мерензона, Лебедев согласился на сотрудничество в рамках нового проекта, чтобы 'расширить масштабы своей деятельности, поскольку в Москве он сделал уже все'. Лебедев создал логотип журнала - смесь букв различной формы, в которой формирующие название USA буквы U, S и A в слове Russia выглядят тоньше и объемнее. Он также предложил концепцию обложки первого номера. Там на фоне серого лунного пейзажа четко вырисовываются следы от грабель. Мерензон назвал обложку 'странным макросом макроса', который будет не очень понятен американцам. Он несколько минут пытался объяснить ее смысл и значение автору этой статьи, начав с русской пословицы о тех, кто наступает на грабли, и закончив следующими словами: 'Я, по правде говоря, не знаю, что все это значит'.
Издатель быстро отметил, что одного дизайна может быть достаточно, чтобы продавать журналы в России и остальной Европе, однако этого мало для успеха издания в Америке. 'Здесь должен быть отличный текст, - сказал он, - главная проблема заключается в том, чтобы заинтересовать американцев'.
В связи с этим в первом номере "Russia!" появились статьи редактора журнала New York Майкла Айдова (Michael Idov), владельца одной из самых известных в Москве художественных галерей Марата Гельмана и писателя Бориса Акунина. Темы журнала очень разнообразны - от рецептов национальной кухни и исследований московских подземелий до длительного и увлекательного путешествия на поезде по России.
По словам Мерензона, во втором номере журнала, который должен выйти в середине июня, российский вклад ограничится главным образом темами искусства, моды, фотографиями и дизайном. В перспективе авторами статей будут исключительно носители английского языка, а Майкл Айдов сменит на посту редактора политолога Майкла Томпсона (Michael Thompson), редактировавшего первый номер. Томпсон войдет в состав редакционной коллегии.
Как говорит Мерензон, с первого дня у журнала была '1000 подписчиков, возможно, потому что о нем сообщили в новостях'. Однако в будущем основной доход планируется получать от рекламы. Хотя распространители журнала продавали первый номер не очень активно, некоторым компаниям 'придется присутствовать на его страницах'. К ним относится 'Аэрофлот', разместивший в первом номере свою рекламу; компания Delta, ежедневно выполняющая прямые авиарейсы в Москву; а также компании-поставщики водки.
Редактор New Yorker Дэвид Ремник (David Remnick) говорит, что не видел новый журнал, однако отсутствие в России живой и активной прессы (за исключением нескольких печатных и онлайновых изданий) повышает его роль и значение.
Ремник, четыре года работавший корреспондентом Washington Post в Москве, а в 1994 году получивший Пулицеровскую премию за свою книгу 'Мавзолей Ленина: последние дни советской империи' ('Lenin's Tomb: The Last Days of the Soviet Empire'), сказал следующее: 'Я могу лишь надеяться, что это будет великолепный журнал по данной тематике, потому что на нее в настоящее время не обращают большого внимания. Мы должны гораздо больше узнавать о России, в том числе, на английском языке'.
Однако Сестанович из Совета по международным отношениям сомневается в успехе подобного журнала.
'Довольно часто у того или иного человека возникает мысль о том, что западный читатель просто многого не знает о России, и что будет здорово - и выгодно - рассказывать им о ней, - говорит он, - вспомните конкурс времен Горбачева, когда надо было перечислить слова в нашем языке, заимствованные из русского - водка, гулаг, перестройка. Большим хитом этот конкурс так и не стал'.
Для Мерензона важен даже тот простой факт, что журнал сегодня продается в Америке. 'Неважно, какой успех будет у журнала. Сам факт того, что журнал с названием "Russia!" появился на книжных полках в Америке и Англии, вызовет любопытство у американцев и гордость у русских', - говорит он.
_____________________________________________
Из России с раскруткой ("The Weekly Standard", США)
Пиарим Россию! ("Foreign Policy", США)