Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Согласно катехизису бушевской революции, свобода едина и неделима. Если демократия не восторжествовала во всем мире, свобода Америки по определению находится под угрозой, и потому мы должны постоянно применять свою мощь, чтобы 'демократизировать' мир, и, как заявил Буш во второй инаугурационной речи, 'покончить с тиранией на планете'.

По новому календарю, введенному после Французской революции, термидором назывался второй месяц лета. 9 термидора (27 июля) 1794 г. был гильотинирован Робеспьер: на этом закончилась эпоха якобинского террора.

После этого 'термидором' стали называть переломный момент в ходе любой революции, когда лихорадка радикализма проходит, и кипение страстей утихает. Троцкий, к примеру, называл приход Сталина к власти 'советским термидором'. А сейчас похоже, всемирная демократическая революция Джорджа У. Буша переживает свой термидор.

Согласно катехизису бушевской революции, свобода едина и неделима. Если демократия не восторжествовала во всем мире, свобода Америки по определению находится под угрозой, и потому мы должны постоянно применять свою мощь, чтобы 'демократизировать' мир, и, как заявил Буш во второй инаугурационной речи, 'покончить с тиранией на планете'.

Никогда еще ни один американский президент не провозглашал столь утопическую программу.

Однако в 2006 г. в ход событий вмешалась грубая реальность.

Выборы, которые Буш рассматривал как промежуточные этапы восхождения к вершине всемирной демократии, повсюду - от Ближнего Востока до Латинской Америки - оборачивались поражениями для Америки. В Египте, Ливане, Палестине и Ираке они фактически привели к победе 'Братьев-мусульман', "Хезболлы", ХАМАС и Муктады ас-Садра (Moqtada al-Sadr). После свободных выборов в Боливии, Эквадоре и Никарагуа у Уго Чавеса появились три новых союзника; в Перу и Мексике власть чуть было не досталась радикалам. Латинская Америка переживает взлет популизма, социализма и антиамериканизма.

После самого неудачного года за весь срок его пребывания у власти, когда, казалось, все оборачивается против него самого и его страны, президент Буш, похоже, решил совершить внешнеполитический поворот на 180 градусов.

-- Осознав, что будущие выборы на Ближнем Востоке - в регионе, где враждебность к США и их лидеру приобрела характер эпидемии - скорее приведут к власти врагов, чем друзей, Буш, судя по всему, отказался от риторики 'демократической революции'.

-- Белый дом согласился с требованиями Северной Кореи о международном признании, гарантиях безопасности и финансовой помощи в ответ на обещание Ким Чен Ира (Kim Jong Il) прекратить производство плутония. Тем не менее, никаких гарантий того, что Пхеньян откажется от ядерного оружия, которое он создал и испытал во время бушевской 'вахты', похоже, не существует. Условия этой сделки возмутили постпреда США при ООН Джона Болтона (John Bolton), но президент Буш ее поддержал.

-- В прошедшие выходные американские чиновники без всяких предварительных условий сели в Багдаде за стол переговоров с представителями Ирана и Сирии, а в апреле госсекретарь Райс должна встретиться с министрами иностранных дел обоих государств. Возможно, иракский вопрос станет не единственной темой переговоров, и обсуждаться будут также все аспекты американо-иранских отношений. Складывается впечатление, что предложения Исследовательской группы по Ираку готовились в Западном крыле Белого дома [там располагаются Овальный кабинет президента, зал заседаний правительства, и помещения президентского аппарата - прим. перев.].

-- В те же выходные в Багдаде генерал Дэвид Петреус (David Petraeus) заявил: 'Каждому, кто изучал историю, очевидно, что военного решения таких проблем, как иракская, не существует. : Необходимо:политическое урегулирование разногласий между разными сторонами'. Любое такое урегулирование, отметил генерал, невозможно без привлечения некоторых противников США из суннитской общины, с которыми американские войска до сих пор вели бои.

-- С санкции США Саудовская Аравия помогла сформировать в Палестине коалиционное правительство из представителей ХАМАС и ФАТХ. И хотя ХАМАС так и не заявил о готовности выполнить три безоговорочных требования 'ближневосточного квартета' -- о признании Израиля, всех предыдущих палестино-израильских соглашений и отказе от военных методов - путь к дипломaтическому урегулированию ближневосточного конфликта все же наметился. Кроме того, на заседании израильского кабинета Эхуд Ольмерт (Ehud Olmert) неожиданно заявил, что 'отнесется всерьез' к предложенному Саудовской Аравией плану, который предусматривает возвращение Израиля к границам 1967 г. в обмен на мир с арабскими странами.

-- Более того, если верить принципу 'кадры решают все', перестановки в политическом руководстве, которые мы наблюдали с ноября прошлого года, должны символизировать смену курса. Рамсфелд отправлен в отставку, его место занял Роберт Гейтс (Robert Gates) - один из участников Исследовательской группы по Ираку. Джон Болтон ушел с поста постпреда при ООН. Даг Фейт [Doug Feith - с 2001 по 2005 г. заместитель министра обороны, отвечавший за выработку политического курса - прим. перев.] вынужден защищаться от обвинений в том, что он подтасовывал разведданные, чтобы втянуть нас в иракскую войну. Льюис Либби [Lewis Libby - бывший глава аппарата вице-президента США; 6 марта 2007 г. осужден судом по ряду обвинений в рамках дела о разглашении информации о секретной сотруднице ЦРУ Валерии Плейм (Valerie Plame) - прим. перев.] сегодня уже не 'серый кардинал' Западного крыла; ему остается надеяться лишь на помилование президентом. Утверждают, что Джордж Буш теперь больше прислушивается к Конди Райс, чем к Ричарду Чейни.

Возможно, бушевская революция дожила до своего термидора, но это не снимает одного серьезнейшего вопроса.

Первый пункт Доктрины Буша заключается в том, что самые ужасные режимы мира не должны получить доступа к самому ужасному оружию в мире. Пхеньян уже нарушил этот принцип, не понеся никакого наказания. Но остался ли данный постулат в силе применительно к Ирану? Готов ли Буш, в отсутствие дипломатического соглашения с Тегераном о прекращении работ по обогащению урана, покинуть Белый дом, не применив американскую военную мощь для 'кастрации' его ядерной программы?

В связи с этим возникают и другие вопросы. Обладает ли Джордж У. Буш конституционными полномочиями, позволяющими ему без санкции Конгресса отдать приказ о военном ударе по иранским ядерным объектам и прикрывающим их оборонительным силам и средствам? И если Буш обратится за такой санкцией, согласится ли Конгресс снова дать ему карт-бланш?

Во всех государствах, ставших главными участниками противостояния на Ближнем Востоке - Сирии, Иране, Израиле и США - есть не только силы, ведущие дело к конфронтации, но и те, кто стремится к компромиссу, удовлетворяющему минимальные интересы безопасности другой стороны.

Если Буш сможет заключить сделку, предусматривающую прекращение иранской программы по обогащению урана до того, как она вступит в необратимую стадию, ему возможно еще удастся извлечь из чудовищного водоворота, захлестнувшего Месопотамию, хоть что-то ценное.

Пат Бьюкенен - основатель и редактор журнала The American Conservative, автор ряда трудов, в том числе книги 'Чрезвычайное положение: завоевание Америки Третьим миром' (State of Emergency: The Third World Invasion and Conquest of America)

____________________________________________________

Джордж У. Буш, дьявол и Господь Бог ("Le Monde", Франция)

Ах, Джордж, что же мы будем делать, когда ты уйдешь? ("The Times", Великобритания)

Закат империи? ("The Financial Times", Великобритания)