'Собака лает, караван идет'. Именно эта известная пословица, похоже, лучше всего характеризует взгляд Кремля на желание ЕС создавать общую энергетическую политику, которая, помимо прочего, защищала бы Союз от непрогнозируемых действий России.
Неделю назад ЕС торжественно объявил о переломе: на встрече руководителей государств и правительств в Брюсселе была утверждена Программа энергетической политики. Она уже заложила основы особенно важной для ЕС общей политики энергетической безопасности.
Ответ России, активно создающей в последнее время свою энергетическую империю, не заставил себе ждать. Случайно или нет, но Кремль сделал это голосом одного из членов самого ЕС.
Едва вернувшись из Брюсселя, премьер Венгрии Ф.Дюрчань публично заявил, что не устоял перед кремлевскими соблазнами обменять единство ЕС на прибыль, обещаемую российским газом.
Правда, открыто Ф.Дюрчань объявил только о том, что уже договорился с Россией о присоединении к газопроводу 'Голубой поток', управляемому газовым монополистом 'Газпромом'. За это Венгрии обещана роль распределителя российского газа в регионе и, понятно, немалая прибыль.
Это заявление, может быть, и не достойно такого большого внимания. Но оно звучит совсем по-другому, если вспомнить, что не только большинство мировых аналитиков, но и эксперты НАТО уже давно ломают головы из-за угрожающей все Европе опасности, которая исходит от создаваемой Россией энергетической империи.
Слова венгерского премьера принимают другое значение, учитывая также тот факт, что ответвление газопровода 'Голубой поток', которое планируется провести из Турции в Венгрию через Болгарию и Румынию, практически идентично подготавливаемому ЕС проекту газопровода 'Nabucco'.
'Nabucco' не только еще раз подтвержден на упомянутой встрече в Брюсселе как приоритетный проект ЕС, но так же считается тем рычагом, который должен был бы помочь уменьшить зависимость Европы от российского газа.
Правда, премьер Венгрии объясняет, что решение присоединиться к русскому газопроводу оставляет стране возможность участвовать и в проекте 'Nabucco', одним из учредителей которого формально является Будапешт.
В то же время сам Ф.Дюрчань признал, что пока расценивает 'Nabucco' только как красивую мечту.
Здесь эксперты уточнили бы, что эта мечта хотя бы частично уменьшить зависимость Европы от российского газа уже приобрела вполне реальную основу.
Европейский банк развития и реконструкции уже пообещал профинансировать целых 70 процентов газопровода, протянувшегося от Турции до Австрии.
Не только ЕС, но и США в последнее время интенсивно вели переговоры, чтобы этому газопроводу были бы предназначены газовые ресурсы Азербайджана и Казахстана.
Но решение Будапешта - наилучший способ эту мечту полностью разрушить. Дело в том, что два практически параллельно идущих газопровода, по мнению экспертов, не окупились бы экономически. Поэтому, используя шахматные термины, 'Газпром' начинает и выигрывает.
Как Кремль рассчитается с венгерским премьером, трудно сказать. Но заслуги Ф.Дюрчаня в России должны были бы быть оценены даже выше, чем заслуги теперь кормящегося с кремлевской руки бывшего канцлера Германии Г.Шредера.
Перед тем, как стать руководителем проекта прокладки газопровода 'Северного потока' по дну Балтийского моря, он все-таки принес меньше пользы Кремлю. В то время, когда он являлся канцлером Германии, Г.Шредер через головы других европейцев заключил особенно полезную для Кремля сделку о постройке этого газопровода. Но никаких европейских проектов немец, в отличие от венгра, не губил.
Аппетит Кремля, опутывающего Европу сетями энергетической зависимости, растет?
Время покажет. Но уже сейчас заметно, что общая энергетическая политика и даже разговоры серьезнейших экспертов о постоянно увеличивающейся опасности российской зависимости все еще мало кого интересуют.
Большинство гораздо больше привлекает задуманное Кремлем протягивание руки с большими или малыми взятками как самим государствам, так и их лидерам. И очередь перед этой рукой выстраивается все длиннее.
На прошлой неделе В.Путин в Афинах не только праздновал договоренность о новом контролируемом Россией нефтепроводе из Бургаса в Александропулос, который будет проложен из Болгарии в Грецию. Он так же обмолвился и о возможности Греции и Болгарии стать распределителями российских энергетических ресурсов в регионе.
Эксперты, озабоченные создаваемой Россией энергетической империей, задались бы вопросом, за что такая щедрость. Но в Афинах и Софии с большим удовольствием подсчитывают будущую прибыль.
Правда, Литва на этот раз все может наблюдать со стороны. Ни один из упомянутых проектов с ней напрямую не связан. В то же время, упомянутая программа энергетической политики ЕС предоставляет нам по-настоящему хорошие рычаги самим позаботиться о своей безопасности. Нужно только суметь ими воспользоваться.
Но упомянутые примеры отлично иллюстрируют, что помощи или понимания того, что пользоваться этими рычагами лучше всего всем вместе, в Европе ждать пока не стоит. Скорее наоборот.