Сегодняшний день, 20 марта, можно считать днем рождения гильотины, символа смерти и самых жестоких человеческих инстинктов. Но тот, кто изобрел страшное орудие, был гуманистом и демократом. Он всего лишь хотел избавить людей от лишних страданий, а также сделать их равными перед законом.
Одна смерть для всех
Жозеф Игнас Гильотен родился 28 мая 1738 года в провинциальном городке Сэнт в семье адвоката. Отец готовил ему карьеру священнослужителя, но молодой человек выбрал медицину. В 1768 году Гильотен (по-французски правильно произносится Гийотэн) с выдающимися результатами закончил Парижский университет.
Весной 1789 года Гильотен в качестве свободно мыслящего дворянина был избран депутатом Национальной ассамблеи, а в октябре того же года, уже после взятия Бастилии, внес на рассмотрение депутатов новый закон о смертной казни во Франции. Смертную казнь предполагалось демократизировать, что соответствовало духу времени. До этого во Франции, а также и в других европейских странах, способ наказания зависел от благородства происхождения - преступников из простонародья обычно вешали, сжигали или четвертовали, и лишь дворян удостаивали чести "гуманного" обезглавливания мечом или топором.
Выступая перед коллегами, Гильотен объявил, что придумал механизм, который позволит мгновенно и безболезненно отделять голову от туловища осужденного. Устройство, по задумке врача, должно применяться ко всем без исключения слоям населения, что подчеркивало равенство граждан перед законом.
Механизм общим весом около 600 кг представлял собой тяжелый (не менее 40 кг) нож, свободно движущийся вдоль вертикальных деревянных направляющих. Нож должен подниматься на высоту 2-3 м и удерживаться веревкой, после чего голова жертвы укладывалась в специальное углубление. После этого веревка, удерживающая нож, отпускалась, и он падал с большой скоростью на шею жертвы.
В изобретении машины принимали также участие хирург и лейб-медик короля Людовика XVI Антуан Луи, немецкий инженер Тобиас Шмидт и палач Шарль Анри Сансон. Последний был потомственным палачом города Парижа. Его семья занималась этим делом с 1688 года. Национальная ассамблея согласилась с доводами Гильотена, приняв соответствующий закон 20 марта 1792 года.
На любую шею
Надо сказать, что похожие механизмы существовали задолго до Французской революции. Например, в Англии, Италии и Швейцарии. В Шотландии подобное орудие называлось Шотландской девой.
Но гораздо интереснее то, что проект механизма казни в 1792 году якобы одобрил король Франции Людовик XVI, тогда еще формально считавшийся главой государства.
Согласно так и не опровергнутой легенде, он собственноручно внес в чертеж изменение, заменив полукруглую форму лезвия на косую. "Разве у всех одинаковые шеи?" - сказал король. Менее чем через год монарх вложил свою голову в устройство, к усовершенствованию которого был сам причастен.
Гордость врача
Сначала Гильотен и Сансон позаботились о том, чтобы опробовать изобретение на животных, а потом на трупах. Авторы остались довольны механизмом - он работал отменно, требуя при этом минимального человеческого участия.
Первое настоящее испытание состоялось 25 апреля 1792 года на Гревской площади: был казнен обыкновенный вор Никола Пеллетье. Толпа зевак, приученная со времен средневековья к "изысканным" казням, по словам очевидцев, была разочарована быстротой произошедшего. Но буквально в тот же день за приспособлением для обезглавливания прочно укрепилось слово "гильотина".
Процесс отсечения головы занимал в общей сложности сотую долю секунды, что являлось предметом особой гордости Гильотена. Он не сомневался, что жертвы не страдают. Однако в народе существовало поверье, что после отсечения головы жертва в течение нескольких секунд или даже минут все еще продолжает сохранять сознание и эти страшные минуты сопровождаются не поддающейся описанию болью в отсеченной части шеи. В отличие от ученых того времени, с этим были согласны и палачи...
С открытыми глазами
Великому детищу Французской революции, гильотине, был уготован долгий век. После первых казней на Гревской площади исполнение смертных приговоров было перенесено на площадь Республики (ныне площадь Согласия). Именно там 21 января 1793 был обезглавлен Людовик XVI. Его последними словами на эшафоте были: "Я умираю невинным, я невиновен в преступлениях, в которых меня обвиняют. Говорю вам это с эшафота, готовясь предстать перед Богом. И прощаю всех, кто повинен в моей смерти".
В том же году 16 октября умерла под гильотиной королева Франции Мария-Антуанетта. На предложение палача помочь ей подняться на эшафот она ответила: "У меня хватит сил сделать это самой". Как говорили многие, побывавшие на казни, когда, согласно обычаю, палач поднял окровавленную голову для показа народу, на лице королевы вдруг открылись глаза...
Удобное устройство
Закончилась революция, к власти пришел Наполеон, потом во Франции была восстановлена монархия, которая вскоре снова пала, затем страна стала республикой. Однако гильотина еще долго оставалась в почете - слишком удобным оказалось это устройство для всех типов властей.
Сохранились и многие революционные традиции - долгое время казнь исполнялась во Франции публично. Согласно установленному ритуалу, в приговоре о высшей мере говорилось, что осужденному "отсекут голову на публичном месте во имя французского народа". Кроме того, в последнее утро приговоренному объявляли: "Мужайтесь, час искупления настал".
После Первой мировой войны в Париже прижился обычай казнить на бульварах, где всегда собиралась большая толпа. Так, в 1932 году перед тюрьмой Санте был казнен Павел Горгулов, русский эмигрант, осужденный за убийство президента республики Поля Думера.
Через семь лет, 17 июня 1939 года, отсекли голову Евгению Вейдману, убийце семи человек. Это была последняя публичная казнь во Франции - из-за непристойного поведения толпы и скандалов с прессой было велено впредь устраивать казни в условиях тюрьмы.
Последняя казнь через отсечение головы гильотиной была проведена в Марселе 10 сентября 1977 года, во времена правления президента Франции Валери Жискар д'Эстена. Казненного преступника арабского происхождения звали Хамид Джандуби. Это была последняя казнь во всей Западной Европе.
Пока гильотина не вышла из строя
Кроме Франции, гильотина прижилась также в Германии, где широко использовалась вплоть до ее отмены в 1949 году.
В фашистской Германии, например, гильотинирование применялось в основном к уголовным преступникам. По разным оценкам, около 40 тыс. человек было обезглавлено в Германии и Австрии между 1933 и 1945 годами.
Впрочем, это число включает в себя и борцов Сопротивления в самой фашистской Германии, а также в оккупированных ею странах. Поскольку борцы Сопротивления не принадлежали к регулярной армии, они считались обычными преступниками и во многих случаях отвозились в Германию и были гильотинированы. В фашистской Германии обезглавливание считалось "неблагородным" видом смерти в противоположность расстрелу.
До 1966 года обезглавливание применялось и в ГДР, потом его заменили на расстрел, поскольку единственная гильотина вышла из строя.
По ночам ему являлись головы
Согласно широко распространенной легенде, изобретатель самой совершенной в истории машины для казни сам расстался с головой под ее ножом.
Это не так, хотя Гильотен и был очень близок к такому печальному финалу - в начале лета 1794 года он был арестован и помещен в тюрьму Консьержери. Что его спасло от личного знакомства с "мадам Гильотиной" - доподлинно не известно. Но факт, что после казни Робеспьера, состоявшейся 28 июля 1794 года, Жозеф Гильотен оказался на свободе. По свидетельству современников, после этого он скрылся в глухой провинции и в столице показывался чрезвычайно редко. Рассказывали, что в последние годы жизни он обратился в прилежного христианина и вымаливал у Господа прощения за свои грехи - по ночам ему являлись головы, отрезанные его страшным изобретением.
Жозеф Игнас Гильотен умер от банального карбункула на плече. Ему было 76 лет.
Страницу подготовил Андрей АНИШИН