Прочнейшие основы строительства международных мостов все еще остаются на бумаге. Отношения Европейского Союза и России может подмыть нехватка такой бумаги. Заканчивается срок действия договора о стратегическом партнерстве, а о новом - переговоры еще не начаты. Вето наложила Варшава - это ответ на запрет России импортировать из Польши мясо по причине ветеринарных тонкостей. Вильнюс грозится поддержать эту позицию, если Россия не сумеет по-дружески отремонтировать нефтепровод 'Дружба'.
'Кто имеет хорошее войско, найдет и хороших союзников', - утверждал Никколо Макиавелли много веков назад. Сегодня все более значительным инструментом в международной политике становится энергетика. Россия богата источниками энергии, однако найти союзников и друзей ей удается с трудом. Государства СНГ, которые, казалось, были крепко привязаны к России и соединены с ней и экономическими, и энергетическими тросами, удаляются от России, рвутся в ЕС и НАТО. Москва настроена это объяснять кознями Запада, однако ей, возможно, стоило бы обратить внимание и на свои действия.
На Западе кое-кто пытается стыдить Германию и Великобританию, Италию и Грецию, Венгрию, Болгарию из-за флирта и договоров этих и других стран с 'Газпромом', с российскими нефтяными гигантами, за которыми возвышается Кремль: аморально сотрудничать с режимом, ограничивающим права человека, свободу прессы, готовящим новый судебный процесс Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву. Наивные подколки. Не устарел анализ Карла Маркса о действиях капитала, когда перед ним забрезжит большая или огромная прибыль. А хороший бизнес даже с государственными объединениями СССР те же самые или другие западные фирмы делали и в авторитарные времена Никиты Хрущева или Леонида Брежнева.
В Брюсселе стратегически мыслят и по-другому: может, Россия попытается повторить послевоенный путь 'азиатских тигров'? Япония, а особенно Южная Корея, Сингапур сделали восхитительный экономический скачок как раз в то время, когда там без перерыва многие десятилетия правила одна партия, когда права человека были сильно ограничены. И только наведя тщательный порядок в экономических делах, эти страны Азии взялись за демократию и плюрализм.
Социологические исследования показывают, что десять лет назад 20 проц. россиян хотели демократии по примеру западных стран, сегодня - только 16 проц. Одобрение существовавшей в то время системы увеличилось с 18 до 26 проц. Ностальгия по советскому прошлому осталась неизменной - 35 проц.
Российские великодержавники утверждают, что Европа не может обойтись без России из-за ее энергетических ресурсов, а у России есть выбор: может направить их не только на Запад, но и на Восток, азиатским гигантам или США. Это пока что теоретические размышления, потому что инфраструктура привязывает Россию к Европе не меньше, чем ЕС к России.
Только 10 проц. россиян считают свою страну частью Запада и хотят, чтобы она сблизилась с Европой и США. 6 проц. считают себя азиатами и хотели бы сотрудничать со странами Азии. Целых 75 проц. считают, что живут в евразийской стране, которая должна найти собственный путь.
Насчет страхов. 45 проц. граждан России убеждены, что ЕС вызывает потенциальную опасность для России, 37 проц. считают иначе. Наиболее враждебными странами, по мнению россиян, являются Латвия, Грузия, Литва, США и Эстония (аж три небольшие страны ЕС). Лучшими друзьями и союзниками русские считают Белоруссию, Казахстан, Германию (опять же страна ЕС, большая), Индию.
Об опасности России страны ЕС не договорятся. В новых странах обычно она усматривается, даже очень, в старых не замечается. Там самой большой опасностью, как показывают опросы, считается политика США.
Ну, а как же новый договор? Если до конца года он не будет заключен, будет продлен старый. Жозе Мануэл Баррозу спокоен: 'Нам нужна Россия, а России нужны мы'.
Социал-демократы видят признаки серьезного кризиса в отношениях ЕС и России, но не намерены ни опускать руки, ни взрываться агрессивностью. Брюссель должен говорить с Москвой в один голос - твердо, уверенно, подчеркивая европейские ценности. Союз и Россию могут связывать нити взаимного сотрудничества и обоюдной зависимости, закрепленные на бумаге. Но до этого надо еще пройти немалый путь.
Юстас Винцас ПАЛЕЦКИС - член фракции социалистов Парламента Европы