Юбилей ЕС (в минувшее воскресенье ему исполнилось 50 лет) с новой силой поднял вопрос о туманном будущем структуры, в которую нас угораздило вступить ровно за год до начала кризиса.
Лидеры Евросоюза возлагали большие надежды на Берлинскую декларацию, подписанную в германской столице. Этот документ мог бы предложить конкретные решения выхода из политического тупика, но оказался крайне расплывчатым, хотя и написанным, как и было обещано, "простым языком".
Тем не менее, если напрячь воображение, из декларации можно извлечь ряд конкретных адресованных нам мессиджей. Во-первых, слово "евро", упомянутое в тексте. Латвии, а также многим другим странам ЕС, как известно, переход на единую валюту не грозит по меньшей мере в течение ближайших пяти лет. Но отсылка к евро как к одному из самых великих достижений Евросоюза, безусловно, обидна. Нам не хотят прощать высокую инфляцию, тогда как другие государства, конечно, покрупнее нашего, спокойно вводили новые деньги при огромном бюджетном дефиците.
В декларации говорится также о "социальной модели", которую Брюссель готов защищать до последнего еврочиновника. Высокие стандарты социальной защиты, на которых зиждется качество жизни в западных странах ЕС, нам недоступны не потому, что мы такие дикие и злые, а потому, что бедные. Для того чтобы платить огромные пенсии и бесплатно лечить все население страны, надо сначала накопить жирок при диком капитализме. Этого нам тоже не позволят - налоги заставят повысить до среднеевропейской планки.
Наконец, Конституция ЕС. Данные слова напрямую в тексте не упоминаются, но говорится про "обновление основ" Евросоюза. Это значит, что будет составлен документ под другим названием, но со всеми положениями, которые были в конституции, и узаконят его не через референдумы, а каким-нибудь более надежным способом. В результате мы снова окажемся в проигравших - потеряем постоянного комиссара и получим невыгодную систему голосования в евроструктурах, привязанную к численности населения страны.
Расстраиваться, впрочем, не стоит, так как что-либо изменить не в наших силах. Созданный как проект элиты для элиты ЕС исчерпал потенциал, заложенный в момент его учреждения. Теперь надо начинать что-то делать для народа, напрямую с ним общаться, и это в европейских столицах уже поняли.
В общем, Евросоюз просуществует еще долго - с нами или без нас. А кризисов он переживал немало, причем были и похуже нынешнего.