Десятилетний марафон под названием "Пограничный договор с Россией" наконец приблизился к финишу. Осталось перерезать ленточку с заветным словом "Ратификация" и наградить победителей. Претендент на пьедестал Айгар Калвитис назвал событие историческим и подчеркнул, что договор ни в коей мере не ставит под угрозу юридическую преемственность латвийской государственности.
Два года назад улыбчивый Калвитис с такой же убежденностью заявлял, что правительство не может подписать договор без "абренской" декларации, потому что этого не позволяет конституция.
Уместно вспомнить мудрого циника Черчилля, который назвал политическим талантом умение предсказывать, что может произойти завтра, на следующей неделе, через месяц, через год. А потом объяснить, почему это не произошло.
Помню, 8 лет назад я сидела на 10-м этаже российского МИДа и выясняла у бывшего посла России в Латвии Александра Удальцова судьбу уже зависшего к тому времени пограничного договора. Удальцов откровенно признался: он не будет подписан, пока в этом не будут заинтересованы серьезные бизнес-круги.
По-видимому, в 1997-м, когда договор был парафирован правительством Крастса, уровень этих бизнес-интересов был невысок. Разгон пенсионеров у Рижской думы и бойкот латвийских товаров заморозили переговоры на долгие годы.
В мае 2005 года Вайра Вике-Фрейберга попыталась было взять инициативу на себя и отправилась в Москву даже в ущерб балтийской дружбе. Однако в последний момент сладкая парочка нынешних победителей (Калвитис-Пабрикс) воткнула в уже готовый к подписанию документ пресловутую декларацию, отодвинувшую процедуру еще на два года.
И лишь теперь, по-видимому, бизнес-интересы приблизились к желанному уровню. Бурно обсуждаемое ответвление от Северо-Европейского газопровода в сторону Латвии дает представление об их масштабе.
Подписанием договора "народники" убили сразу несколько зайцев.
На международном уровне - создали себе репутацию прагматиков: продемонстрировали лояльность к России и успокоили Запад. На внутриполитическом - отодвинули на второй план Вике-Фрейбергу, показав народу, кто в доме хозяин. В ситуации возможного референдума для "оранжевых" - это немаловажный козырь.
На экономическом - открыли ворота для российских инвестиций. Без официального документа и путинского благословения мало кто из российских инвесторов решался работать с Латвией. А ведь Россию распирает от нефтедолларов - так почему бы не вложить их в дружественную страну Евросоюза (газохранилище, юрмальскую недвижимость, елгавский завод и т.д.)? И тут участие правительства, лицензии, тендеры, разрешения открывают широкие возможности как для инвесторов, так и для личного обогащения латвийских чиновников.
Можно считать, что "народники" обошли всех. Впрочем, Фрадков уже предупредил, что путь к сближению будет тернистым. А это значит, что могут возникнуть и другие интересы.
________________________________
Латвийско-российский договор: подписать нельзя отказать ("Delfi", Литва)