Недавний визит католикоса-патриарха Грузии в Москву многие как у нас, так и в России сочли фактом обнадеживающим, знаменующим начало потепления в отношениях между двумя странами. Однако большинство политологов все же скептически относятся к подобным соображениям. И не потому, что не хотят нормализации отношений между Грузией и Россией, а потому что, как сами заявляют, реально оценивают события.
К числу таких политологов относится и руководитель Центра арабских исследований, доктор исторических наук, заведующий кафедрой Московского государственного университета, востоковед, политолог, президент Российского Центра стратегических и политических исследований, с 2003-го года приглашенный профессор Калифорнийского университета в Беркли, Виталий Наумкин. 'Джорджиан таймс' побеседовала с ним.
- Может ли приглашение католикоса-патриарха Грузии в Москву и его встреча с патриархом Всея Руси Алексием Вторым разрядить напряженную ситуацию между нашими странами?
- К сожалению, эти вопросы решают не патриархи. Здесь есть конкретные вопросы, которые должны решить политики. А на общую атмосферу этот визит может оказать влияние. Такое желание и у наших народов, но главное, готовы ли к компромиссу политики России и Грузии. Все дело именно в этом.
- Недавно Саакашвили еще раз заявил, что хочет дружить с Россией. Она - наш сосед, и от этого, мол, нам никуда не уйти...
- Это действительно так. И заявление тоже очень хорошее. Но если посмотреть на те реальные задачи, которые отражает господин Саакашвили своей политикой, т.е. интеграция Грузии в НАТО, это сегодня не соответствует интересам России. Дело ведь не в красивых заявлениях, которых достаточно, а в действиях.
- Давайте, допустим, что Грузия отказалась от интеграции в НАТО и взамен потребовала от России возвращения Абхазии и Цхинвальского региона. Готова ли к этому Россия?
- Как может Россия вернуть Грузии Абхазию и Цхинвальский регион? Что, послать туда свои войска и таким образом возвратить?
- Нет, напротив. Для этого достаточно вывести расположенные там войска России.
- Думаю, что любой вопрос должен стать объектом переговоров. В отличие от Грузии, которая заявляет о своем желании вступить в НАТО, Россия никогда не заявляла, что хочет присоединить Цхинвали и Абхазию.
- Вот в этом я никак с вами согласиться не могу. Госдума России на последней сессии минувшего года поставила этот вопрос на голосование и, к сожалению, присоединение данных территорий было одобрено.
- Знаете, как обстоит дело? У нас есть государственная политика, которую определяет президент. В данный момент наша политика исходит из нерушимости территориальной целостности Грузии. Отклонений от этой политики я не замечаю. Грузия же продолжает свой курс, направленный на вступление в евро-атлантические структуры. В этом я вижу большое отличие от того, что вы предложили, т.е относительно обмена.
- Грузия начала говорить об интеграции в НАТО, когда не увидела дружественных шагов со стороны России. Даже в период своего правления Шеварднадзе всегда хотел дружбы с Россией.
- Мы сейчас вновь возвращаемся к истории, но мне говорить об этом действительно не хочется. Мы сейчас начнем доказывать друг другу, кто прав, а кто виноват... Тем более, что могу сказать: и мне нравится не все, что происходит в отношении Грузии. Например, случаи с депортациями, которые никому не нужны.
Это мне тоже не нравится, но сейчас дело в другом. Мы говорим о кардинальных политических интересах и политическом курсе. Ясно, что тот политический курс, который сегодня взят властями Грузии, противоречит интересам России. И дело только в этом, я так считаю.
- Как вы думаете, должны ли Грузия и Россия остаться дружественными странами или нет? Что необходимо для того, чтобы произошло именно так?
- Считаю, что мы должны быть друзьями. Необходимо найти выход, компромиссы. Процесс переговоров должен быть возобновлен и достигнуто согласие. Считаю, что в этом отношении и визит патриарха, и существующие минимальные контакты будут полезны. Я сторонник того, чтобы мы стали не врагами, а друзьями. У нас хорошие культурные отношения и связи между людьми. А о культуре Грузии ведь и говорить не приходится.
- Еще один вопрос, который не прямо, но косвенно все же касается российско-грузинских отношений...
- Пожалуйста, слушаю Вас.
- Визит католикоса-патриарха Грузии в Москву был обусловлен выходом тринадцатого тома православной энциклопедии, касающегося Грузии. Он в основном был написан нашими учеными. А до этого вышел третий том, посвященный Армении, где древнейшие грузинские церкви-монастыри были объявлены армянскими, что, в конечном счете, негативно скажется и на российско-грузинских отношениях.
- Я действительно этого не знал и учту.
- Выходит, что наша дружба не устраивает и других. Во всяком случае, так получается, и это тоже необходимо учитывать.
- Думаю, наверное, мы должны следить за собой, а не за другими и сделать что-то хорошее друг для друга.