Вопреки тому, что утверждают некоторые сторонники американского противоракетного щита, речь идет не о частном деле элитного круга заинтересованных стран: Польши, Чехии и Соединенных Штатов. Как угрозу эту идею воспринимает и Россия, что придает проблеме международное измерение.
Несмотря на растущее сопротивление общества, Польша уже по сути приняла решение. Диалог мыши со слоном, то есть, переговоры с американцами по вопросу радара (у нас будут пусковые установки ракет) на прошлой неделе начала Чехия. Так же, как и польское, чешское правительство считает, что безопасность государства - это слишком важный вопрос, чтобы доверять его обществу. Однако в позиции Праги на переговорах есть, похоже, один позитивный момент: она хочет, чтобы радар стал частью оборонной системы НАТО. Чехи, в той мере, в какой это позволят США, сохранили бы свой суверенитет над радаром, а обслуживающие его американские военнослужащие находились бы в чешской юрисдикции. Однако, если речь идет о позиции чешского общества, то его выражением было голосование жителей деревни Трокавце (Trokavce), недалеко от которой должен быть размещен радар: из 71 участника местного референдума только один высказался 'за'.
В четверг, через два дня после этого голосования, высокопоставленный представитель ЕС Хавьер Солана заявил, выступая в Европейском Парламенте, что американская система может повредить отношениям ЕС с Россией. Предвидя дискуссию в ЕС, он добавил: 'Каждая страна суверенна, но у ЕС есть собственная политика безопасности'.
Известно, что Соединенные Штаты не хотят обсуждать вопрос о включении противоракетного щита в оборонную систему НАТО, потому что такое решение потребовало бы согласия каждого из членов альянса. 'НАТО - организация компромисса, что означает, что мы должны были бы стремиться к единомыслию', - заявил заместитель директора политико-стратегического отдела Пентагона Брайан Грин (Brian Green). Это противоречит позиции канцлера Германии Ангелы Меркель, которая считает, что американские планы должны быть обсуждены и, возможно, реализованы в качестве общей инициативы НАТО, что было бы призвано свести к минимуму риск возникновения новых разделительных линий в Европе и ухудшения отношений с Россией. Сложно удивляться ее позиции, если принять во внимание хотя бы то, что Россия для Европы - огромный топливный резервуар. Впрочем, в Германии вопрос о щите вызывает исторические коннотации. В начале 80-х годов в Западной Германии шли массовые акции протеста против размещения в Западной Европе американских ядерных ракет средней дальности. В Европе это считалось опасным витком гонки вооружений, способным даже привести к войне.
Россия уже несколько месяцев четко заявляет о своем негативном отношении к американскому противоракетному щиту. На этой неделе российский МИД вновь подтвердил, что размещение в Чехии радара, а в Польше - ракетных шахт приведет к изменению оборонной политики России. В свою очередь, министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что отдельные элементы противоракетного щита не представляют угрозы сами по себе, но Россию тревожит то, что таких элементов становится все больше.
Опасения России принимают во внимание Соединенные Штаты - по крайней мере, создается такое впечатление. В среду президент Буш по собственной инициативе позвонил президенту Владимиру Путину и заявил ему о своей готовности к обсуждению вопроса о щите, что было с удовлетворением воспринято Москвой. Глава дипломатии Сергей Лавров выразил надежду на то, что это будут серьезные консультации, и что они начнутся уже в апреле. А глава американского агентства ракетной обороны генерал Генри Оберинг (Henry Obering) подчеркнул: 'Мы весьма открыты к партнерству и сотрудничеству с Россией'. По его мнению, такое сотрудничество могло бы предусматривать обмен данными и даже, возможно, взаимодействие американских и российских противоракетных систем. В свою очередь, глава департамента Европы и Азии государственного департамента США Дэниел Фрид (Daniel Fried) доказывал, что противоракетный щит не нарушит договор '2+4', который регулирует статус объединенной Германии. Тем самым он отверг прозвучавший на февральской конференции в Мюнхене упрек президента Путина в том, что Запад нарушил обещание, данное России после объединения Германии. По словам Фрида, размещение десяти ракет без боеголовок и нескольких сот человек обслуживающего персонала не нарушило бы существующих договоренностей.
Москва, Брюссель, Берлин и Вашингтон. Мнения, звучащие в этих столицах, указывают на то, что мы имеем дело с серьезной проблемой, которая может оказать влияние на развитие международных отношений. Жаль, что в нашей деревушке на это не обращают особого внимания.
___________________________________________
Всего несколько ракет - а какой удар ("The Economist", Великобритания)
Не воспринимайте поддержку Польши как должное ("The Washington Post", США)
Стратегический шлем ("Wprost", Польша)