Круглый юбилей Евросоюза (50 лет) прошел в нашей стране незамеченным. Как будто и вовсе не вступали в эту организацию. В новостных выпусках на телевидении сообщение о юбилейных торжествах в Берлине (в Риге их в тот день вообще не было) занимало хорошо если третье место.
Это показательно. Латвия - одна из самых евроскептичных стран ЕС. Видимо, ответственные лица сами поняли, что если и устроить в латвийской столице что-нибудь, все равно, кроме официальных персон, никто не придет. Причем почему у нас не любят ЕС, никто толком объяснить не может.
Между тем, конкретная польза от него очевидна. Тысячи студентов получили возможность учиться в лучших вузах Европы. Тысячи крестьян и бизнесменов получили и получают из Брюсселя деньги. Неграждане Латвии могут сейчас без виз путешествовать по всей Европе, о чем до вступления в ЕС не могли и мечтать. Наконец, десятки тысяч жителей страны уехали в более богатые государства, чтобы свободно зарабатывать там деньги для себя и своих семей. Этого мало? Мы хотим больше? Мы все равно недовольны?
Вчера в Риге наконец-то состоялось мероприятие, посвященное юбилею ЕС, собравшее хотя бы элиту общества - конференция под названием "Европейскому союзу - 50. Достижения и будущее". Выступавшая там одна еврочиновница с грустью заметила, что все блага, предоставленные Евросоюзом, наши люди воспринимают как нечто само собой разумеющееся, как данность.
Увы, так оно и есть. Хорошее мы привыкли получать молча, если скажем спасибо, то процедим сквозь зубы. Но зато на плохое реагируем резко, это всегда - личная обида.
Лучше всех насчет нашего евроскептицизма высказалась на этой конференции президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга. По ее словам, 40% населения страны никогда не интересуются информацией о ЕС. Но при этом большинство жителей связывают с ЕС негативные тенденции своего уровня жизни.
Здесь уместно заметить: как можно говорить о предмете, что он плохой, если ты этот предмет не то что в глаза не видел, но вообще знаешь только, как он называется?
Один мой знакомый недавно уехал в Европу - нашел работу по специальности. Здесь ему платили копейки. Еще несколько недель назад он говорил мне с раздражением: "Да что там твой ЕС! Скорей бы уж он развалился!" Уверен, сейчас он сидит в каком-нибудь амстердамском кабачке и говорит то же самое своим новым приятелям.