90-е годы ХХ века запомнились финансистам всего мира, включая французских, как годы крупных перемен и потрясений в мировой финансовой системе. К переменам мы относим, прежде всего, внедрение евро, резкое усиление роли финансовых (долговых) рынков как альтернативы банковским (синдицированным) кредитам, кардинальное изменение политики стран-членов Парижского клуба в отношении урегулирования задолженности развивающихся государств, связанные с использованием схем списания (вместо реструктуризации) накопленного долга. К потрясениям - долговой кризис в бывшем СССР, ставший одной из причин его распада, а также финансовый кризис 1997-1998 гг., охвативший ряд стран формирующихся рынков, в том числе Россию. Если бы не наличие глобальных дисбалансов и связанных с ними системных рисков, то мы могли бы с уверенностью говорить о том, что мировая финансовая система не только справилась с проблемами, но и в течение последних 6-7 лет значительно окрепла.
Однако имеется один участник этой системы, в отношении которого нет смысла говорить в сослагательном наклонении. Это - Россия, финансовая мощь которой за этот период возросла многократно. Данный феномен пока плохо изучен, о чем не так много говорят, но он интересен уже потому, что в лице России наши партнеры по финансовой 'семерке' (ее превращение в 'восьмерку' не состоялось даже после успешного председательства России в 2006 г. в 'Группе восьми') получили новый, быстро развивающийся и финансово здоровый рынок сбыта, не говоря уже о сфере приложения капитала.
Современная Россия - это не финансовый попрошайка начала 90-х годов, ищущий где бы перехватить пару-тройку миллионов долларов на финансирование текущих расходов бюджета или сэкономить на долговых платежах, опираясь на хитроумные схемы урегулирования внешнего долга. Современная Россия - это мощный участник глобальных финансовых рынков, по ряду макроэкономических показателей уже превосходящих других членов 'Группы восьми'.
Итак, несколько фактов, характеризующих финансовую составляющую экономики России.
1. Начиная с 2004 г., Россия является нетто-кредитором в глобальной экономике. По данным Банка международных расчетов, внешние финансовые активы кредитных институтов России превышали их долговые обязательства в конце 2004 г. на 24,1 млрд. долл. США, в 2005 г. - 61,8, в середине 2006 г. - на 114,1 млрд. долл. США.
2. В начале февраля с.г. золотовалютные резервы России превысили 300 млрд. долл. США. По этому показателю Россия уступает только Китаю и Японии.
3. В начале 2007 г. соотношение государственного (внутреннего и внешнего) долга к ВВП страны было менее 10%, в то время как в 2000 г. этот показатель достигал 140%. Никто из членов 'Группы семи' не имеет коэффициентов долговой устойчивости, сравнимых с российскими. Россия полностью, причем досрочно, рассчиталась по своему собственному долгу перед МВФ и по долгу бывшего СССР перед странами-членами Парижского клуба, выплатив кредиторам 43 млрд. долл. США. Россия, как и любая другая страна 'Группы восьми', стала участником Плана финансовых операций МВФ, в рамках которого Фонд предоставляет заемные средства странам-членам.
4. Финансовые возможности позволили валютным властям России снять в 2006 г. последние ограничения на движение капитала. Как следствие, резко возрос статус рубля как валюты, используемой в международных расчетах. 15 января 2007 г. клиринговая система 'Clearstream' внесла российский рубль в число валют, используемых во взаиморасчетах. 5 февраля 2007 г. аналогичное решение приняла и 'Euroclear'. Годом раньше 'City Group' успешно осуществила первый в истории выпуск евробондов, номинированных в рублях. Заимствование в рублях уже осуществляет ЕБРР. Мировой банк планирует осуществить первую такую эмиссию в 2007 г.
5. После нескольких лет застоя в 2006 г. Россия заявила о себе как крупный международный донор. Вновь принятые финансовые обязательства (исключая обязательства по списанию долга зарубежных стран) превысили 600 млн. долл. США (для сравнения, в 2001 г. - 40,0 млн. долл. США). Все ресурсы направляются на достижение странами-реципиентами Целей развития тысячелетия в таких сферах, как здравоохранение, образование, борьба с энергетической бедностью. Как и наши партнеры по финансовой 'восьмерке', Россия приняла решение о списании 100% задолженности стран-бенефициаров HIPC.
При всем значении приведенных выше объективных данных и показателей нельзя умалять значение и чисто субъективных факторов, свидетельствующих о том, что Россия проводит благоразумную финансовую политику, которой могут доверять и наши партнеры по 'Группе восьми', и частные инвесторы. Во-первых, правительство последовательно сдерживает рост непроцентных расходов, несмотря на сильные популистские настроения, особенно в преддверии парламентских и президентских выборов. Это позволило за неполных три года накопить Стабилизационный фонд в сумме, превышающей 100 млрд. долл. США. Во-вторых, налоговый режим в стране остается одним из наиболее либеральных среди стран с рыночной экономикой. Достаточно сказать, что ставка налога на добавленную стоимость равна 18%, а налога на доходы физических лиц - 13%.
Финансовая политика, проводимая Россией, дала нам моральное право заявить свои претензии на мировое лидерство в этой сфере общественных отношений. В ходе председательства в финансовой 'восьмерке' Россия выдвинула инициативу о разработке Кодекса лучшей практики в управлении общественными финансами; предложила меры, направленные против избыточного кредитования развивающихся стран, только что переживших долговые кризисы, со стороны государств формирующихся рынков; наконец, по российской инициативе впервые финансовая 'восьмерка' задумалась над проблемой координации усилий мирового сообщества в сфере повышения стандартов финансовой грамотности населения.
Важно учитывать, что наши усилия в рассматриваемой области не остаются незамеченными. Так, в ходе своего председательства в 'Группе семи' в 2007 г. Германия выдвинула инициативу об улучшении качества финансовой политики африканских стран как одной из важнейших предпосылок достижения Целей развития тысячелетия и стимула для доноров по наращиванию официальной помощи развитию. Это предложение прямо идет в русле российских инициатив. Далее, финансовая 'семерка', собравшаяся в феврале с.г. в Эссене, высказалась в пользу разработки Кодекса лучшей практики в сфере международных (внешних) заимствований. Однако многие из присутствовавших в зале заседаний могли бы вспомнить, что еще в ноябре 2004 г. в ходе министерской встречи 'Группы 20' в Берлине автор этих строк предлагал модернизировать принятый 'двадцаткой' документ о принципах обеспечения стабильного притока капитала в страны с формирующейся экономикой и справедливой реструктуризацией суверенной задолженности в направлении, выбранном сейчас 'семеркой'.
Подводя итоги, хотелось бы еще раз сказать, что современная Россия - важнейшая составляющая глобальной финансовой системы и что ее роль определяется не только огромными нефтяными, торговыми и денежными потоками, формируемыми российской экономикой, но тем интеллектуальным вкладом, который россияне могут и готовы внести в дело мирового развития. Жаль только, что не все лидеры современного финансового мира способны (или хотят) по достоинству оценить российский финансовый феномен.
Сергей Сторчак - заместитель министра финансов РФ