За последние несколько лет большинство людей на планете ощутили изменение привычной погоды. Когда в Нью-Йорке в разгар зимы стоит жара, а в Европе бушуют ураганы - это верный признак того, что климат становится все более непредсказуемым. По мнению многих ученых, ключ к разгадке подобных явлений следует искать не в атмосфере, а в полярных областях. Их влияние на нашу повседневную жизнь куда более значительно, чем может показаться на первый взгляд.
В своей книге под названием "Моя жизнь" норвежский полярный исследователь Руал Амундсен писал: "То, что до сих пор еще неизвестно нам на нашей планете, давит каким-то гнетом на сознание большинства людей. Это неизвестное является чем-то, чего человек еще не победил, каким-то постоянным доказательством нашего бессилия, каким-то неприятным вызовом к господству над природой".
В начале ХХ века, как казалось, больше не было места великим географическим открытиям. Все континенты уже присутствовали на картах, но на глобусе еще оставались два белых пятна - Северный и Южный полюса Земли сопротивлялись любым попыткам исследований. Однако находились отважные люди, которые лелеяли мечту первыми добраться туда, где проходит ось вращения планеты. Конечно, было бы несправедливо утверждать, что полярные исследователи охотились только за славой. Ими руководили и практические интересы. По мнению Амундсена, главное значение полярных экспедиций заключалось в "знании, которые при их помощи приобретаются наукой, о явлениях земного магнетизма и о состоянии атмосферы в этих широтах, так как это оказывает влияние на состояние погоды всего земного шара". К тому же, Северный ледовитый океан в теплое время года открывает для торговцев и путешественников новые маршруты для плавания - северо-западный и северо-восточный морские пути, соединяющие Европу с Дальним Востоком России, а Соединенные Штаты Америки с Азией. Одним словом, покорение ледяных пустынь интересовало многих.
В 1882 году даже те государства, что не имели собственных полярных областей, решили принять участие в ряде совместных исследований, которые проходили под названием "Международный полярный год". Они включали в себя наблюдения за климатом, изучение морских течений, магнитных вариаций и полярных сияний. Спустя несколько десятилетий, в рамках Второго полярного года, удалось использовать новые возможности радио и провести первые радиозондовые, радиофизические и акустические наблюдения атмосферы. В 1957 году стартовал Международный геофизический год. Тогда удалось организовать согласованную работу 67 стран. В исследованиях задействовали последние научные разработки того времени, например, многочисленные геофизические ракеты и искусственные спутники Земли. В результате на ученых обрушился целый град открытий - радиационные пояса Земли, Южный полюс холода со средними годовыми температурами до -57 °C, аномалии в распределении озонового слоя планеты. Сейсмические исследования продемонстрировали, что вулканические зоны на окраинах материков связаны с переходом от тонкой океанической земной коры к мощной континентальной. Итогов тех 18 месяцев наблюдений человечеству хватило, по всей видимости, надолго - идея провести еще один Международный полярный год появилась только сейчас, почти 50 лет спустя.
Инициатором новых исследований стала Россия. Формальным поводом для этого стал доклад группы ученых из разных стран, представленный в Буэнос-Айресе на Международной конференции ООН об изменении климата. В нем отмечалось, что потепление полярных районов сильно влияет на природные комплексы и на социально-экономическую деятельность в Арктике. В одном из интервью известный российский полярник Артур Чилингаров заявил, что необходимо "привлечь внимание широкого круга представителей власти, науки и бизнеса России и зарубежных стран к целям и задачам проведения МПГ, способствовать расширению международного сотрудничества и торговых связей в арктическом регионе, а также улучшению благополучия народов Севера". Сами жители территорий, расположенных за северным полярным кругом уже сейчас сталкиваются с многочисленными бытовыми проблемами и негативными изменениями во флоре и фауне региона. В отдельных районах фиксировалось аномальное удаление ледяного покрова от береговой линии Северного ледовитого океана, которое более чем на 100 километров превышает обычное. Промысловая деятельность становиться невозможной. И вообще, как бы вы, например, отнеслись к тому, что ваш дом, годами прочно стоявший на сваях, вбитых в вечную мерзлоту, вдруг просел от того, что "вечная мерзлота" начала оттаивать?
Помимо защиты экологии Земли Международный полярный год важен, конечно, еще и для того, чтобы до конца изучить экономический потенциал Арктики и Антарктики. Различными договорами, подписанными на мировом уровне, запрещена какая-либо разработка ресурсов Южного полюса. Это своего рода неприкосновенные запасы человечества. Что же касается Севера, то добывающая деятельность там ведется и сейчас, но до строгой организации все же далеко. К примеру, границы полярных владений некоторых государств до сих пор не определены международными соглашениями. В нынешней ситуации, когда не возобновляемые энергетические ресурсы в более благоприятных районах подходят к концу, борьба за шельфовые месторождения нефти, газа, алмазов и других ископаемых может разгореться нешуточная. Но для того, чтобы добывать все это требуется кропотливая работа. Более подходящий случай ее провести, чем Полярный год, представить трудно.
Глобальное потепление приводит к тому, что ресурсы Арктики становятся более доступными для освоения. Это относится к шельфовым запасам нефти и газа, месторождениям цветных и редких металлов. В этой связи российские и зарубежные эксперты говорят о нарастании борьбы за влияние в Арктическом регионе. В России в ноябре 2006 года вышел в свет доклад Арктического и Антарктического института, расположенного в Санкт-Петербурге. В этом докладе говорится о стремлении некоторых государств, в частности, США и Китая, пересмотреть существующее деление Северного Ледовитого океана. Дело в том, что испытывающие энергетический дефицит державы хотели бы интернационализации вод Арктики, чтобы принять более активное участие в освоении шельфовых месторождений. Ученые из Американского Совета при Университете ООН прогнозируют, что в XXI веке Арктика станет одной из 'горячих точек', где может развернуться 'нефтяные' конфликты.
Поэтому, чтобы закрепиться в Арктике, каждой из стран приходится принимать усилия по экономическому развитию территорий. На сегодняшний день российский Север по уровню развития инфраструктуры и качеству жизни населения существенно отстает от скандинавских и американских аналогов.
Задача осложняется тем, что промышленная деятельность на Северном полюсе должна проводиться максимально осторожно. Арктика - это хрупкая экосистема, где температура воздуха, атмосферная активность и океанические течения взаимосвязаны. За последние тридцать-сорок лет площадь арктической ледяной мантии сокращалась приблизительно на 8% за десятилетие. В то же время толщина льда сократилась в среднем на сорок процентов. Об этом свидетельствуют, прежде всего, те наблюдения, которые ведутся из космоса - например, с помощью спутников ERS и Envisat, запущенных Европейским космическим агентством. Однако, по словам Жана-Луи Этьена, французского полярного исследователя, данные, полученные из космоса, обязательно требуют проверки на земле. Именно поэтому ему пришла в голову идея организовать арктическую экспедицию Total Pole Airship с целью измерения толщины ледяного покрова. Мы встретились с Жаном-Луи Этьеном в Москве, в одном из ангаров Московского авиационного института, где по заказу французского полярника собирают гондолу для его дирижабля. Да-да, вы все поняли правильно. Экспедиция пройдет на борту дирижабля AU-30, спроектированного и построенного российской компанией RosAeroSystems.
"Идея использовать дирижабль была вдохновлена перелетом Амундсена над Северным полюсом в 1926 году", - говорит Жан-Луи, - "Дело в том, что дирижабль имеет очень большую автономность по сравнению с другими транспортными средствами. Сейчас уже не существует машин размеров "Норвегии" Амундсена, которая могла перелететь через весь Северный ледовитый океан без посадок, а это 3700 км". Сегодня дирижабли гораздо скромнее. Длина AU-30, к примеру, составляет 54 метра, а это почти в два раза меньше, чем "Норвегия". Объем его оболочки составляет 5500 куб. метров против 18500 куб. метров дирижабля Амундсена. Однако российская машина надежнее, поскольку она выполнена по 'мягкой' схеме (оболочка сделана из мягкого материала, а не из металла) и маневреннее.
За перемещение дирижабля отвечают два воздушных винта, направление которых можно регулировать в вертикальной плоскости. Это позволяет воздушному судну взлетать либо с укороченным разбегом, либо вертикально. Мощность каждого двигателя достигает 170 л.с., за счет чего дирижабль может лететь с крейсерской скоростью от 5 до 90 км/ч. Такие характеристики отлично подходят для целей экспедиции - подробного изучения состояния льда и быстрого перемещения между пунктами маршрута. К тому же, по словам генерального директора RosAeroSystems Геннадия Ефимовича Вербы, AU-30 "изначально разрабатывался для эксплуатации в суровых условиях Севера. Для экспедиции Total Pole Airship мы еще установили дополнительные обогреватели, открывающиеся окна для киносъемки, модифицированное оборудование, в том числе навигационное, и другие мелочи".
Мелочи - подходящее слово для любого оснащения по сравнению с тем прибором, который будет использоваться для измерения толщины льда. Это аппарат под названием "EM-bird", разработанный в немецком Институте полярных исследований Альфреда Вегенера. "Это прибор, который определяет толщину ледяного покров океана с высоты около 20 метров. Поэтому я планирую повесить его на дирижабль, чтобы пролететь над как можно большей поверхностью"- говорит Жан-Луи Этьен. Со стороны "EM-bird" напоминает ракету, в головной части которой спрятан излучатель низкочастотных электромагнитных волн, а в хвосте - лазерный дальномер. Волны проникают до нижней границы льда и, отражаясь, воспринимаются устройством, а лазер измеряет расстояние до поверхности мантии. Разница между двумя показаниями и будет равна толщине ледяного покрова.
Маршрут экспедиции позволяет собрать эталонные сведения о толщине ледяного покрова, исследовав большую часть ее поверхности. Как и его предшественники - Руал Амундсен и Умберто Нобиле - Жан-Луи Этьен стартует с острова Шпицберген. Далее он достигнет российской ледовой станции "Борнео", Северного полюса, Северного магнитного полюса, моря Бофорта и, наконец, Аляски. Но этого мало - по пути полярники будут организовывать базовые лагеря, чтобы от них, словно по лучам, двигаться в разные стороны, каждый раз возвращаясь к центру. Каждый из таких "лучей" придется описывать десять-двенадцать часов, поэтому после возвращения в лагерь команда авиаторов, состоящая только из русских пилотов, будет меняться. "Всего у нас будет три базовых лагеря", - подчеркивает Жан-Луи, - "К концу Международного полярного года мы получим эталонные измерения состояния ледяной мантии, что позволит впоследствии следить за ее эволюцией".
Несмотря на сугубо научный подход к делу, Жан-Луи относится к нему скорее как к увлечению, нежели как к работе. Этот человек исходил оба полюса вдоль и поперек. В 1986 году за 63 дня он первым добрался до Северного полюса в одиночку. По его собственному признанию, его вдохновил на это советский полярник Иван Папанин, который возглавлял строительство советской дрейфующей станции "Северный Полюс-1". А в 1990 году Жан-Луи совершил трансантарктический переход вместе с исследователями из России, Китая, Японии, Америки и Великобритании. На вопрос о том, что же привлекает его в снежных пустынях, Жан-Луи отвечает: "Мне нравится своего рода разрыв с привычным для нас миром, в котором царит суета (agitation). К тому же, картины столкновения льда, моря и гор кажутся мне потрясающими. Действует очень освежающе", - "Но ведь это еще и испытание", - "Да, но для меня это не так тяжело, экспедиции приносят мне удовольствие". Вот это по-мужски - сочетать приятное для себя с полезным для всего человечества.