Йошка Фишер (Joschka Fischer)
Видный политический деятель Германии (партия 'Зеленых'). В период с 1999 по 2005 год занимал пост министра иностранных дел и вице-канцлера ФРГ. С 1 января по 30 июня 1999 г. был председателем Совета Евросоюза. После парламентских выборов в 2005 г., проигранных красно-зеленой коалицией, ушел из большой политики. В настоящее время занимается научной и преподавательской деятельностью.
Практически одновременно в двух газетах - влиятельной немецкой Suddeutsche Zeitung (31.03) и менее влиятельной, но достаточно известной, американской The Miami Herald (1.04) - вышла авторская статья Йошки Фишера, посвященная проблеме размещения американских систем ПРО на территории восточноевропейских государств.
Комментируя противостояние интересов в этом вопросе между США и Россией, Фишер отмечает, что 'сложившаяся ситуация наглядно показывает, что Брюссель воспринимается сторонами, участвующими в холодной войны, только относительно серьезно'. При этом бывший министр иностранных дел ФРГ задается вопросами: Угрожает ли миру новая гонка вооружений между Москвой и Вашингтоном? Станет ли снова Европа сценой для противостояния двух сил? Возможно ли начало новой холодной войны? По мнению Фишера, намерения США разместить системы ПРО ни в коей степени не дают оснований для панических настроений. Кроме того, современная международная ситуация и вновь возникшее соперничество между Россией и США не дают повода для пессимизма.
Безусловно, подчеркивает далее Фишер, Россия снова окрепла благодаря высоким мировым ценам на энергоносители и заявила о себе как о самостоятельном глобальном игроке на международной арене. Политика Путина пользуется поддержкой подавляющего большинства россиян, что, впрочем, не делает ее правильнее. Однако продолжая критиковать Путина, Запад должен помнить о поддержке Президента своим народом.
Возвращение России в мировую политику, с точки зрения Фишера, неизбежно приводит к возникновению новых и активизации старых противостояний. Однако, как подчеркивает автор, это ни в коей степени не означает возобновления новой холодной войны. В настоящее время нет никакой идеологической вражды между Россией и Западом. Определенная отчужденность в отношениях, безусловно, есть, но это никак нельзя назвать враждебностью. Как отмечает Фишер, размещение американских систем ПРО в Польше и Чехии не является угрозой безопасности России и не является началом гонки вооружений. В то же время, по мнению немецкого политика, трудно понять, зачем США сделали этот шаг в настоящее время. Угроза, исходящая от Ирана, от которой призваны защитить системы ПРО, представляется неопределенной и, кроме того, этот вопрос может быть разрешен на дипломатическом уровне.
Нельзя забывать о том, подчеркивает Фишер, что именно сейчас Запад нуждается в поддержке России во всех важнейших международных вопросах: Северная Корея, Иран, Ирак, Ближний Восток, Южный Кавказ, Косово, потепление климата, энергетическая безопасность, нераспространение ядерного оружия. В последнее время политику США в отношении России нельзя назвать гибкой, считает немецкий политик. По-видимому, Вашингтон никак не может определиться, как следует воспринимать Москву на международной арене: как соперника или как трудного партнера. С точки зрения Фишера, США целесообразнее было бы, исходя из собственных интересов в Ираке, Иране и на Ближнем Востоке, подходить к России как к партнеру.
Однако еще в более мрачном свете представляется Фишеру политика Европы в отношении России, поскольку размещение американских систем ПРО наглядно показывает слабость Евросоюза. Вопрос противоракетной обороны в Европе является общеевропейским делом, а не вопросом отдельных государств. И поэтому Евросоюз не должен молчать, когда решается вопрос о таких важных общеевропейских делах, потому что заключение отдельными государствами-членами ЕС двусторонних соглашений с США неминуемо ведет к расколу Евросоюза. Особую драматичность европейской слабости в этой ситуации придает неопределенность того, будут ли вообще когда-нибудь американские системы эффективно задействованы. Этот сомнительный проект, по мнению Фишера, ни в коей степени не стоит раскола ЕС.
Между тем Россия успешно использует принцип 'разделяй и властвуй', заключая двусторонние соглашения о поставках энергоресурсов европейским государствам, в то время как Евросоюз из-за польского вето не может приступить к разработке нового Соглашения о партнерстве. Единственным правильным ответом европейцев на такие действия Москвы могла бы стать единая энергетическая политика, которая предотвратила бы дальнейший раскол Европы.
В своем материале Фишер приходит к выводу, что Евросоюзу необходимо вырабатывать общую позицию по всем важным, а тем более стратегическим, вопросам. В противном случае Европа станет игрушкой интересов других государств. Ни одна европейская страна, включая Францию, Великобританию и Германию, не должна самостоятельно решать вопросы своей внешней политики. Необходимо при решении таких вопросов исходить из общеевропейских интересов, поскольку любое ослабление единства Евросоюза во внешней политике неминуемо ударяет по интересам отдельных государств-членов.