Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Что могут создать Россия со товарищи

В Москве уже решили: создания газового картеля не избежать

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Страны, представители которых встречаются на предстоящей неделе в Катаре, хотят сформировать такой же картель, как члены Организации стран-экспортеров нефти. Хотя они, конечно, никогда в этом не признаются

Страны, представители которых встречаются на предстоящей неделе в Катаре, хотят сформировать такой же картель, как члены Организации стран-экспортеров нефти. Хотя они, конечно, никогда в этом не признаются.

Завтра в Катаре открывается встреча России, Ирана и других стран, занимающих первые места в мире по добыче природного газа. Для Великобритании и других европейских стран это дурной знак. На то, чтобы выстроить отношения с ОПЕК, контролирующей немалую часть мировой торговли нефтью, западным лидерам понадобились долгие годы, а теперь появляется еще и подобный картель поставщиков природного газа. Тем более что некоторые члены Форума стран-экспортеров газа говорят об этом вполне открыто.

Естественно, они тщательно подбирают слова: в их речах слышатся призывы к 'координации', 'обеспечению безопасности предложения' и 'предсказуемости'. Однако думают они при этом о создании организации, действия которой будут находиться в прямом несоответствии с рыночными целями, на которые в течение двух десятилетий ориентировалась официальная Великобритания. Пусть это случится не сразу - но рано или поздно обязательно случится, и влияние на рынки газа даст им соответствующее влияние и на геополитику.

Некоторые специалисты на Западе позволяют себе впадать в наивность, полагая, что в результате встреч в Катаре не будет достигнут консенсус. Это неверно. Чтобы создать международный газовый картель, единогласное решение катарского форума вовсе не обязательно. Все, что нужно - это поддержка Москвы, контролирующей более четверти всех доказанных запасов этого топлива и более пятой части мирового объема его добычи. А в случае создания газового картеля три основных его члена - Россия, Иран и Катар - смогут контролировать более 56 процентов запасов и 27 процентов добычи.

Фактически, на этой неделе планируется завершить то, что так и не было сделано во время энергетического кризиса 70-х годов прошлого века. Первым тогда эту идею предложил иранский шах Мохаммед Реза Пехлеви (Mohammed Reza Pahlavi). В тот раз СССР по политическим соображениям ее не поддержал; в 2002 году она снова всплыла на поверхность, на сей раз в виде инициативы Туркменистана, но Россия вновь была слишком занята внутренней борьбой. А сегодня российская элита обрела достаточно уверенности, чтобы начать стремиться к повышению своей значимости в глобальной политике. Один из главных инструментов возвращения России в число сверхдержав - это, по ее мнению, энергоносители.

Среди тех, кто поддерживает проект картеля - газовый монополист 'Газпром', так как он полностью отвечает его интересам. Самые крупные месторождения 'Газпрома' вступили в фазу снижения объемов добычи. Чтобы разработать новые, 'Газпрому' нужны миллиарды долларов инвестиций, к тому же ему приходится все больше тратиться на поддержание трубопроводной инфраструктуры. В будущем цены на газ будут определяться уровнем доходности огромных вложений, которые предстоит сделать в разведку и добычу газа в течение ближайших пяти-семи лет.

'Газпром', как известно, действует по принципу: 'Газ, который еще не продан, мы не добываем'. Поэтому, не подписав с потребителями долгосрочные контракты, он никакие новые месторождения разрабатывать не будет. А это, в свою очередь, означает, что 'Газпрому' нужны гарантии, что цены на газ будут достаточно высоки, чтобы не только покрыть собственные расходы, но и дать средства для выполнения разнообразных политических проектов Кремля.

Я уверен, что в Москве уже решили: создания газового картеля не избежать. Единственные нерешенные вопросы - кто еще в него вступит, какие части европейского рынка предстоит отдать России, чтобы этого кого-то туда заманить, и как конкретно, а также насколько публично, будет действовать созданная организация. Она будет не такой, как Организация стран-экспортеров нефти, посредством которой ее члены охраняют свои интересы на нефтяном рынке, отличающемся высокой волатильностью. Главный инструмент в руках ОПЕК - гибкая система квот, в результате применения которой предложение нефти на мировом рынке то растет, то уменьшается. Однако в газовой отрасли все по-другому: газ нельзя просто взять и отключить.

Основа европейского газового рынка - контракты длительностью до 20 и даже более лет. На нем уже сейчас первое место по объему поставок занимает 'Газпром', на долю которого в 21 стране, приобретающей российский газ, приходится почти 40 процентов общего потребления этого топлива. Цена газа, прописанная в контрактах, в определенной степени фиксируется. Однако кое-какие факторы гибкости она все же сохраняет, поскольку привязана к ценам на нефть и другие энергоносители. Соответственно, главной задачей газового картеля станет отделение цен на газ от цен на другие энергоресурсы и фиксация их в реальном исчислении на весть срок действия каждого контракта.

В краткосрочной перспективе возможности потребителей газа ответить на это весьма и весьма ограниченны. Некоторые аналитики считают, что в качестве противовеса выступит Китай, но на самом деле подход Китая очень сильно напоминает российский и основывается на долгосрочных контрактах и фиксированных ценах. Более того, Китай уже показал, что ради гарантированного доступа к запасам нефти готов платить за них по цене выше рыночной. Поэтому, если новый газовый миропорядок гарантирует Китаю безопасность предложения, Пекин с этим миропорядком согласится.

В более отдаленном будущем картель может начать развивать альтернативную инфраструктуру поставок сжиженного природного газа (СПГ) и, таким образом, фактически работать на формирование реального мирового рынка газа. СПГ можно грузить на танкеры и транспортировать его по всему миру, благодаря чему у СПГ есть потенциал радикально изменить рынок - сегодня, напомним, газ распределяется по трубопроводам, ведущим на конкретные национальные рынки. Это значит, что сегодня мировой рынок газа раздроблен.

Со стратегической точки зрения, только технология СПГ может подорвать позиции газового картеля, но на это уйдет много лет. А в это время поставщики, во всем зависящие от газопроводных систем - то есть Россия и Иран, - будут всячески стараться побыстрее достичь своей цели и сформировать картель, чтобы выжать из него максимум преимуществ - сколько возможно и пока возможно.

Александр Темерко в течение шести лет был членом совета директоров и вице-президентом российского нефтяного гиганта 'ЮКОСа'.

_______________________________

Идея о создании газового картеля все ближе к осуществлению ("The Wall Street Journal", США)

Планы стран-производителей газа по созданию картеля тревожат Европу ("The Times", Великобритания)