С октября 2003 года, когда американский банк 'Голдман&Сакс' создал термин БРИК для обозначения группы стран - Бразилии, России, Индии и Китая -, которые в ближайшие 40 лет должны стать экономическими державами мира, закрепилось мнение, что среди них наименьшая перспектива роста у Бразилии. Однако распространенный недавно доклад аналитического центра 'Eurasia Group', штаб-квартира которого находится в Нью-Йорке, развенчивает эту теорию и утверждает, что из четырех стран именно в Бразилии наилучшим образом сочетаются факторы прогресса.
На пяти страницах документа 'Eurasia Group' подкрепляет свое утверждение: 'При устойчивой экономической стабильности и стабильности политической Бразилия отличается от других стран и заслуживает особого внимания со стороны инвесторов'. Сделав выбор в пользу налоговой дисциплины, макроэкономической политики, поощряющей свободный рынок, и укрепив демократическую систему, страна заложила необходимый базис для роста без помех в ближайшие годы. 'Eurasia Group' ссылается также на прагматизм президента Лулы, которого предприниматели считали большой для себя опасностью до выборов 2002 года, а сегодня он является гарантом их уверенности в завтрашнем дне. 'По счастью Лула не пошел по пути президента Венесуэлы Уго Чавеса. Одновременно с поддержкой наиболее бедной части населения, он проводит ответственную экономическую политику', - заключает аналитический центр.
Рискованная ставка
'Eurasia Group' признает, что многим может показаться странным делать ставку на Бразилию именно сейчас, когда на протяжении последних лет отмечались темпы экономического роста существенно ниже, чем в среднем у других стран БРИК, при высочайшей налоговой нагрузке, приближающейся к 40 процентам от ВВП, когда очень медленно проводятся конституционные реформы, которых с таким нетерпением ждут инвесторы. 'Однако меры, осуществленные в последние годы в Бразилии, помогли навести порядок с международными счетами, обеспечить торговый баланс, превышающий 40 млрд. долларов США в год, рост кредитования, контроль за инфляцией и сведение риска невозврата долгов практически к нулю. Они проложили дорогу к многообещающему будущему', - отмечает 'Eurasia Group'.
Этим отчасти можно объяснить бурный долларовый поток, который сейчас устремился в страну. Ожидается, что прямые иностранные инвестиции, направленные на рост производства и создание новых рабочих мест, достигнут в этом году 25 млрд. долларов США, самого большого объема с 2000 года, когда завершился золотой период приватизации.
Андерс Петтерссон (Anders Pettersson), президент Magnum Opus Consultoria, считает столь позитивное видение Бразилии проявлением излишнего оптимизма. 'Но должен признать, что фундамент бразильской экономики сегодня значительно лучше, чем еще совсем недавно', - замечает он. 'Однако правительство должно срочно разблокировать конституционные реформы, чтобы страна стала более конкурентоспособной при новом мировом порядке', - говорит Петтерссон.
Образование
Также как в Бразилии, отмечает центр, демократия дает соревновательные преимущества Индии. По мнению его аналитиков, проблема этой страны в том, что, несмотря на успехи, которых удалось добиться в последние годы, ее экономический фундамент все еще слаб. По оценкам специалистов, правительству Индии следует предпринять глубокую реформу образовательной системы, чтобы поднять уровень знаний тех, кто в недалеком будущем окажется на рынке труда.
Притом, что Индия считается местом сосредоточения талантов в области информационных технологий, лишь 25 проц. местных университетов в состоянии готовить служащих, способных работать в секторе услуг, за счет которого поддерживаются темпы роста экономики этой страны. 'Недостаточная политическая координация при проведении реформ и слабо развитая инфраструктура позволяют предположить, что темпы нынешнего роста экономики Индии в среднем на 8 проц. в год могут не сохраниться в будущем', - предупреждает 'Eurasia Group'.
Что касается Китая, то даже при впечатляющих достижениях экономики последних лет и ежегодном росте в среднем на 10 проц. ему предстоит столкнуться с большими трудностями, чем Бразилии и Индии, отмечают аналитики центра. Китай чрезвычайно зависим от продовольствия и сырья, что потребует заключения долгосрочных контрактов на их поставки. Это сырье находится главным образом в Латинской Америке и Африке, регионах повышенного риска, иметь с которым дело Китайская коммунистическая партия готова в недостаточной степени.
Наибольшим вызовом для Китая стало бы открытие своих границ для притока идей, информации, денег и услуг со скоростью, которой требует глобализация. Государство же все еще главный хозяин в китайской экономике.
Негативная сторона
'Eurasia Group' подчеркивает, что процесс роста в Китае резко обнажил негативную сторону: ускоренное уничтожение окружающей среды, концентрация богатства и сильная миграция из села в города, не готовые принять такой наплыв народа. Китаю предстоит столкнуться с еще одной проблемой - ростом пожилого населения и слабой пенсионной системой. По подсчетам ФМИ, только чтобы поменять нынешнюю систему на более эффективную, включающую сельское население, китайскому правительству потребуется затратить не менее 100 млрд. долларов США. К 2020 году в Китае будет 265 млн. людей в возрасте более 65 лет.
В 'Eurasia Group' считают, что среди БРИК Россия заслуживает особого анализа. Российская экономика сильно сконцентрирована на производстве энергии, в частности, добыче нефти. Дело в том, что, отвечая за 20 проц. ВВП России, в энергетическом секторе занят всего 1 проц. рабочей силы страны. О нехватке динамики в экономике говорит и то, что малые и средние предприятия, являющиеся традиционными создателями рабочих мест, производят лишь 13 проц. ВВП. Ситуация осложняется тем, что инвесторы, которые могли бы обеспечить диверсификацию и расширение российской экономики, чувствуют себя неуютно при политической нестабильности в стране.
Как отмечает центр, Владимир Путин, когда пришел к власти в первый раз в 2000 году, заверял, что его администрация будет отмечена укреплением демократической системы, открытостью, устойчивыми законами и открытием рынков. Спустя семь лет практически не произошло никакого движения вперед. Имело место даже серьезное отступление в части демократических прав. Когда 'Голдман&Сакс' создавал термин БРИК, он подчеркивал, что для долгосрочного роста и перехода четырех стран в категорию держав, их политические лидеры должны поддерживать устойчивые институты и политику. Россия еще далека от того, чтобы вписаться в эту модель.