"Мы не обсуждали Россию!" - уверяли в один голос восемь президентов европейских государств, оценивая итоги двухдневной встречи в Риге. Вопрос немецкого журналиста, как прошедший неформальный саммит может повлиять на развитие отношений между Евросоюзом и Москвой, изменил общий тон дискуссии, заставив первых лиц отвлечься от рассуждений на глобальные темы о судьбе Европы и климатических катаклизмах.
Стратегический партнер и ничего больше
Встреча восьми лидеров европейских государств - Латвии, Португалии, Германии, Италии, Финляндии, Польши, Австрии и Венгрии - проходила в неформальной и дружественной обстановке. За два дня гости и их супруги вместе отужинали, посетили концерт хоровой музыки, погуляли по Риге и встретились с политически активной молодежью, чтобы обсудить с ней перспективы развития Европы.
Итоги саммита подводили в Доме Черноголовых сразу после завершения встречи с молодежью. И президенты, явно находясь под впечатлением горячих дебатов с подрастающим поколением, официальную пресс-конференцию начали с эмоциональным подъемом.
С нескрываемым восторгом они поведали журналистам, как им понравилось в Риге, поблагодарили Вайру Вике-Фрейбергу за оказанное гостеприимство и условились провести следующую неформальную встречу в Австрии. Правда, пройдет она уже без Вике-Фрейберги, которая к тому моменту сложит свои полномочия.
Что обсуждали президенты восьми государств в Риге, доподлинно неизвестно. На открытых для прессы дискуссиях основными темами были перспективы расширения Евросоюза, продвижение Европейской конституции и проблемы глобального потепления. Но журналистов, естественно, интересовала изнанка мероприятия и те вопросы, которые обсуждались или могли обсуждаться за закрытыми дверями.
"У нас не было вопросов о России, - заявила Вике-Фрейберга. - Мы упоминали Россию только как одного из стратегических партнеров Европы, так же как, например, Индию, Китай или Африку". Президент Германии Хорст Келер подтвердил слова латвийской коллеги: "Мы понимаем, что Россия - наш сосед. И нам нужно строить с ней хорошие добрососедские отношения".
Качиньский Келера не допекал
Телеграф поинтересовался у президентов, поднимался ли в ходе неформальных дебатов вопрос о строительстве Северо-Европейского газопровода (СЕГ) и как сами президенты оценивают возможность участия их стран в данном проекте. Ответ прозвучал очень сдержанно. "Мы говорили о проблемах энергетики, о возможности создания общей энергетической системы, но конкретной дискуссии о строительстве Северо-Европейского газопровода не было", - сказала президент Финляндии Тарья Халонен. Лидер Польши Лех Качиньский, который, как известно, является одним из самых ярых противников СЕГ, был категоричнее. Он сразу пресек все дополнительные вопросы: "Подтверждаю, что этот вопрос мы не затрагивали. Ни во время общих дебатов, ни во время личных переговоров с президентом Германии Хорстом Келером. Что касается позиции Польши по этому вопросу, то она не изменилась".
Варшава действительно никогда не скрывала своего негативного отношения к российско-германскому замыслу проложить по дну Балтийского моря газовую магистраль, одно из ответвлений которой может пойти и в сторону латвийского газохранилища в Добеле. Сухопутный транзит традиционно является серьезным источником поступлений в польский бюджет. И государство, естественно, не хочет лишиться ни доходов, ни контроля над трубой в Европу. К тому же силен политико-исторический фактор и, как следствие, нежелание Варшавы спокойно взирать на укрепление российско-европейских отношений. Качиньский неоднократно призывал ЕС преодолеть жесткую зависимость от энергопоставок из России.
И поэтому сейчас главная задача Польши - найти единомышленников среди союзников. И неформальные дебаты в Риге или в любом другом месте подходят для этого как нельзя лучше. Кстати, на встрече в Риге Лех Качиньский допустил, что в обозримом будущем Украина, к которой Польша давно питает особые дружеские чувства, могла бы войти в состав ЕС.
Впрочем, определенные подвижки в деле торможения СЕГ имеются и при нынешнем составе ЕС. Эстония, чье руководство в Ригу на этой неделе не приезжало, но о российско-немецкой инициативе всегда высказывалось в крайне резкой форме, решила добавить в конфликт территориальный подтекст (раньше основной причиной публичного недовольства была экологическая безопасность). На днях правящая партия Эстонии предложила расширить границу территориальных вод республики на три мили. Парламентарии не отрицают, что это приведет к изменению маршрута СЕГ и осложнению реализации всего международного проекта, но игра стоит свеч. Ведь в случае введения газопровода в действие Эстония, как и Польша, окажется отрезанной от транзита российского газа.
_______________________
Заговор, которого нет ("Telegraf", Латвия)