В эти дни исполняется 20 лет с того момента, когда Михаил Горбачев посетил с официальным визитом Чехословакию. О том, как чешская столица встречала генсека КПСС, беседовала Лорета Вашкова с диссидентом и политическим обозревателем Яном Петранеком.
- Михаил Горбачев приехал в Чехословакию в апреле 1987 г. Он посещал страну не впервые, но его еще никогда не ожидали здесь с таким нетерпением. Пражане встретили будущего первого и последнего президента СССР с восторгом, ожидая от него слов покаяния относительно событий 1968 г., чехословацкие коммунисты, наоборот, опасались, что возможная критика в их адрес из уст популярного Горбачева поставит под сомнение их существование. Что, по вашему мнению, этот визит принес Чехословакии?
'Мы поняли, что обстановка в то время была очень сложной. Все мы, вся чехословацкая интеллигенция с напряжением и с большой радостью читала все российские газеты. Я тогда еще работал кочегаром и учил, так сказать, всех своих сотрудников, чтобы они приходили во время перерыва утром ко мне, и я им переводил с русского все, что там происходило. И все хохотали, и говорили - это невозможно, чтобы здесь ничего не изменилось, если уже там такие большие перемены. Конечно, на чешском языке не найдете эквивалент термина 'гласность'. Мы говорили, что свобода речи у нас была всегда, но вот свобода после речи уже не всегда. Тогда самое интересное было то, что мы видели - возвращается большой исторический шанс освобождения народа в том смысле, что социализм не должен быть диктатурой. Сейчас мы говорим о Европейском Союзе и задаем вопрос, будет ли он когда-нибудь с человеческим лицом?'
- Да, а в то время надеялись на социализм с человеческим лицом...
'Но после визита Горбачева все были огорчены - он поступал чересчур деликатно, если так можно сказать. Ведь Брежнев когда-то сказал: 'Ну, чехи, это ваше дело', а Горбачев не пришел для того, чтобы сказать, что мы, дескать, тогда врали, а сейчас вы должны понять, что мы не будем уже вмешиваться в ваши дела военным образом или каким-либо другим, и такого, чтобы силовики опять взялись за дело, уже не будет. Тогда мы все понимали, что еще должны переждать какое-то время, но мы видели, что Горбачев уже теряет почву под ногами. Причиной тому был Чернобыль и все эти события. Но, все-таки, лампочка в конце туннеля уже была видна'.
- Помните ли вы, какая была в то время атмосфера на улицах? Горбачев, рассказывают, останавливался и разговаривал с пражанами. Некоторые упоминают об эпизоде, якобы имевшем место: по какой-то случайности в определенный момент рядом друг с другом оказались Гавел и Горбачев...
'Думаю, что это красивая легенда, поскольку в те дни, когда приезжал Горбачев, ко мне приходили те, которые за мной следили, проверяя, хожу ли я на работу на фабрику и возвращаюсь оттуда домой. Меня даже не подпускали к кабачку, где мы иногда выпивали с друзьями кружку своего пива. Меня предупредили - если вы попробуете с ним встретиться, с вами может что-нибудь произойти. Они уже намекали раньше, что если я не перестану писать и буду что-нибудь разглашать, мои сыновья, переходя улицу, не будут в безопасности. Но мы дождались, в конце концов, и думаю, что должны сказать спасибо Горбачеву за то, что он все-таки сломал то, что казалось неизменным', - считает политический обозреватель Ян Петранек.