Сегодня в Риге встречаются президенты восьми государств-членов ЕС, которые обсудят будущее Евросоюза. Наряду с президентом Латвии Вайрой Вике-Фрейбергой в совещании примут участие президент Финляндии Тарья Халонен, Германии - Хорст Келлер, Италии - Джорджо Наполитано, Австрии - Хайнц Фишер, Португалии - Анибал Кавако Силву, Польши - Лех Качиньский, Венгрии - Ласло Шойом.
Слушая наполненные оптимизмом заявления лидеров ЕС (Еврокомиссии, Европарламента и пр.), может показаться, что перспективы будущего блока ничто не омрачает. Тем не менее, будущее ЕС - по-прежнему большая неизвестность.
Если механически подсчитать количество населения и экономический потенциал ЕС, то получится сообщество государств, которое в зависимости от колебаний курсов валют и методик подсчета может быть первой в мире экономикой или, по меньшей мере, равноценной США экономикой. Вместе страны-участники ЕС - это значительная глобальная сила, которая может уравновесить доминирование США в глобальной политике.
Но механическое сложение годится только для арифметики. Отсталость ЕС имеет несколько причин. Прежде всего, членам сообщества так и не удалось реформировать механизм принятия решений, поскольку новая конституция ЕС заблокирована.
Нынешний механизм принятия решений, возможно, защищает маленькие страны ЕС от диктата больших, но он не эффективен с точки зрения теории управления. Любое, даже самое незначительное государство-участник блока в любой момент своим вето может не допустить необходимые всем изменения. ЕС должен был начать экономические переговоры с Россией, однако пролоббированное польскими контрабандистами мяса вето задерживает начало этих переговоров уже на полгода. Из-за пойманных на махинациях польских перекупщиков мяса откладывается решение проблем энергетики.
Абсолютное вето при непрерывном увеличении количества членов делает механизм принятия решений все более уязвимым. Сейчас в ЕС уже 27 полноправных членов. Это без учета амбиций Турции. В ближайшем будущем к статусу члена ЕС приблизятся Хорватия и некоторые другие балканские страны. Без реформирования процесс принятия решений сделает ЕС похожим на Польшу в 18-м веке. Одной из причин развала польского государства в 18-м веке было право абсолютного вето для шляхтичей. Для недопущения принятия какого-либо решения иностранным послам было достаточно уговорить (подкупить) одного шляхтича, который использовал свое право вето. Фактически аналогичная проблема внесена в будущее ЕС.
Пока количество членов блока было около десяти, угроза вето являлась хорошей формой для поиска и достижения приемлемого всем компромисса. При приближении количества участников к 30 право вето может заблокировать принятие любого решения в эпоху серьезных проблем и глобальных противоречий. Какому-либо другому государству вполне достаточно уговорить (подкупить) правительство одного члена ЕС, и оно, как и польский шляхтич в 18-м веке, использует свое право вето и заблокирует решение вопроса.
При сохранении такого механизма принятия решений у ЕС нет будущего на долгосрочную перспективу. В таком случае ЕС ждет судьба польской шляхты, когда Польшу на свои сферы влияния разделили более сильные соседи, а со временем сферы влияния превратились в реальные территориальные приобретения.
Уже сейчас США могут эффективно реализовать свою внешнюю политику внутри ЕС, а около десятка стран-членов ЕС (в том числе и Латвия) подобны вассалам США. Для США не составляет никаких проблем, используя свои особые отношения с Восточной Европой, размещать на территории ЕС стратегические системы противоракетной обороны, что создает угрозу общей безопасности ЕС. А ЕС не может запретить Чехии и Польше использовать свои территории в качестве внешнеполитического инструмента США.
Сейчас США обучают других глобальных игроков - Россию, Китай, Японию, Израиль и Индию, как им подружиться, по крайней мере, с одним государством ЕС, хотя бы с Мальтой, и получить влияние на внешнюю политику ЕС с возможностями блокировать ее.
Нынешнее аморфное конфедеративное образование под названием ЕС - это шахматная доска для игр других сверхдержав. У такого ЕС нет будущего на длительную перспективу.
Каким хотят видеть ЕС его жители? Союзом типа унитарной федерации, или конфедерацией, в которой только некоторые вопросы делегированы структурам ЕС? Этот вопрос должен обсуждаться в Латвии. Однако Сейм Латвии новую конституцию ЕС принял без дебатов и без участия общественности в обсуждении будущего ЕС. Тогда и президенту государства не понадобился совет общества. Это же такая мелочь - будущее ЕС. Референдумы надо проводить по изменениям учета статуса секретности. В этом случае мнение народа важно и его следует выслушать, собирая в этих целях подписи, а вопросы будущего ЕС обсуждаются только в узкой компании восьми президентов.