В то время как 'оранжевые' партии и блоки усиленно готовятся к досрочным выборам, а представители коалиции безуспешно пытаются вести переговоры с Ющенко и 'отмотать' ситуацию на месяц назад, очевидно, что в любом случае кризис будет иметь развитие. Если участники коалиции согласятся на проведение выборов 27 мая, то они их заведомо не смогут выиграть. Выиграть они их не смогут потому, что организовать проведение избирательной кампании в соответствии с законом, контроль за ходом голосования и подсчетом голосов за два месяца невозможно в принципе. Соответственно установить истинное волеизъявление граждан Украины не удастся. А реальный административный ресурс (губернаторы и главы райадминистрации) сегодня на стороне оранжевых партий и Ющенко. Так что если выборы состоятся 27 мая, то контрольный пакет в Верховной Раде однозначно получат 'оранжевые'.
В случае же если силы коалиции перейдут к бойкотированию выборов и эскалации конфликта, то все закончится введением ЧП и прямого президентского правления. В этом случае коалиция также лишится власти, только в более жесткой форме. Надо отметить, что в случае развития такого сценария, вместе с коалицией могут проиграть и простые граждане Украины, потому что ситуация может выйти из-под контроля и перейти в фазу гражданского конфликта.
О том, что участвовать в предлагаемых Ющенко сценариях - это заведомый проигрыш, в коалиции, очевидно, понимает. Но, похоже, и то, что Виктор Янукович и лидеры коалиции до сих пор пребывают в иллюзии того, что с Ющенко можно договориться. Они предполагают, что Виктор Ющенко отменит указ о роспуске парламента, если будут устранены причины, послужившие поводом для роспуска. Но понять, что договориться с Ющенко не получится, можно лишь разобравшись, что же в действительности послужило причиной роспуска парламента? И кто является истинным автором политического кризиса?
Причины кризиса
Говорить о том, что причина роспуска парламента это переход отдельных депутатов оппозиции в большинство - ложь. Именно ложь, потому что в таком случае Ющенко оспаривал бы не результаты прошлогодних выборов (которые были признаны легитимными всеми участниками выборов, самим Ющенко и международными наблюдателями), а механизмы формирования большинства. То есть если бы Ющенко ставил своей целью не допустить вливание оппозиционных депутатов в коалицию, то он бы боролся за закон об императивном мандате (что автоматически сделало бы такие переходы невозможными).
Наконец, если бы Ющенко не устраивал сам факт существования 'неоранжевой' коалиции и правительства, то он распустил бы Верховную Раду еще год назад, когда парламентарии не успели в обозначенный законом срок сформировать коалицию. Но Ющенко полностью устраивало правительство во главе с Виктором Януковичем. Причина кроется в том, что основой сосуществования 'Ющенко-Антикризисная коалиция' была негласная договоренность. Суть этой договоренности в следующем: 'Коалиция занимается экономикой и хозяйством, не вмешиваясь в деятельность министра обороны Гриценко (курирующего подготовку вступление Украины в НАТО) и министра иностранных дел Тарасюка (координирующего внешнеполитические действия Украины с Госдепартаментом США)'. Такая схема и была единственным условием существования антикризисной коалиции и правительства Януковича. До тех пор пока коалиция соблюдала этот договор, к ней было претензий. И еще осенью о Януковиче одобрительно отзывались спикеры Госдепартамента США и Североатлантического Альянса.
Реальные конфликты между коалицией и Ющенко были только в тех случаях, когда нарушалась эта договоренность. Первый раз: после антинатовских выступлений в Крыму инспирированных коалицией и демарша Януковича на натовском саммите в Брюсселе. Тогда дело закончилось Универсалом, когда коалицианты публично поклялись, что не лезут во внешнюю политику.
Но коалиция выбрала тактику 'А Васька слушает да ест'. Соблюдая внешние признаки верности договору, коалиция начала процесс вытеснения из правительства Тарасюка и Гриценко. Как известно, все закончилось отставкой Тарасюка, а отставка Гриценко стала лишь вопросом времени. Поэтому, как только стало очевидным, что коалиция не соблюдает договор, и намерена перехватить управление внешнеполитическими вопросами, Верховную Раду тут же отправили в отставку.
.
Авторы кризиса
Разработку сценария кризиса связанного с роспуском Верховной Рады следует рассматривать в следующей последовательности: 'Отставка Тарасюка и угроза отставки Гриценко - Визит Тимошенко в США - Роспуск Верховной Рады - Проведение досрочных выборов - Победа 'оранжевых' партий - Отставка правительства Януковича - Формирование 'оранжевого' правительства'. В таком случае все становится на свои места, и появляются ответы многие вопросы. Зачем 30 марта на закрытых переговорах между Ющенко и оппозицией (Тимошенко-Луценко-Кириленко) присутствовал посол США Вильям Тейлор? О чем во время визита в США вела переговоры Юлия Тимошенко с представителями Госдепартамента? Кому адресована статья Виктора Ющенко, опубликованная в "The Financial Times" на второй день после роспуска парламента? И даже становится ясно, почему слепленная на скорую руку Народная Самооборона Юрия Луценко является грубой копией польской Самообороны?
Итак, искать авторов кризиса в Украине просто глупо. Их здесь просто нет. Виктор Ющенко и Секретариат Президента являются менеджерами кризиса. Луценко и Тимошенко это главные герои в пьесе 'Возвращение оранжевой команды'. Регионам и коммунистам отписана роль 'мальчиков для битья'.
Но надо понимать, что цель кризиса это не выборы, а продолжение внешнеполитического курса на подготовку к вступлению в НАТО и координация внешнеполитических действий с Госдепартаментом США. И надо, наконец, признать публично, что цель Президента Виктор Ющенко - быть гарантом такого внешнеполитического курса.
Поэтому когда Янукович и Ко говорят, что готовы вести диалог с Виктором Ющенко, то просто не понимают сути происходящих процессов. Переговоров не будет, потому что Ющенко попросту неуполномочен такие переговоры вести. Переговоры надо вести там, где находятся истинные авторы кризиса: в Госдепартаменте США. Но очевидно, что Госдеп не будет вести переговоры с представителями коалиции, потому что те дважды нарушили договор о нерушимости внешнеполитического курса Украины.
Потеря власти антикризисной коалицией, если она согласятся на досрочные выборы 27 мая, неизбежна. В случае же, если коалиция пойдет на обострение кризиса и перейдет к гражданским методам борьбы, то она получит ответ в виде введения прямого президентского правления. А в этом случае прогнозировать будущее не только Ющенко и коалиции, но и страны будет очень сложно. Единственное за что действительно стоит бороться коалиции (и в первую очередь Регионам) - за пролонгацию предвыборной гонки (чтобы обеспечить контроль за ходом голосования и подсчета голосов), и проведение идеологической предвыборной кампании 'на победу'.
Семен Уралов для "Политэ"
Мониторинг - читатель ИноСМИ.Ru baraban1917
________________________________
Украина: столкновение цивилизаций ("Gazeta Wyborcza", Польша)
Украина: Москва урок усвоила и ошибок не повторит ("Lietuvos Rytas", Литва)