From Economist.com
Берегитесь - в темноте скрываются российские вертолеты
Что это было - инсценировка, сигнал, или проверка на прочность? После ночного ракетного обстрела с вертолетов административных зданий в Кодорском ущелье на территории Грузии прошел уже месяц, но ответа как не было, так и нет. Как это часто случается с политическими событиями на постсоветском пространстве, общая картина ясна, но детали остаются загадкой.
В целом ситуация выглядит так: Грузия пытается восстановить контроль над двумя 'отколовшимися' регионами - Абхазией и Южной Осетией, провозгласившими независимость при поддержке России.
В Абхазии Тбилиси заменил бандитов, правивших в Кодорском ущелье, нормальной (по грузинским меркам) гражданской администрацией. В Южной Осетии грузинские власти создали республиканское правительство в одной из деревень, всегда остававшейся под их контролем. В этот орган входят видные южноосетинские политики, попавшие в немилость к кремлевским марионеткам, которые руководят администрацией сепаратистов.
Цель состоит в том, чтобы превратить Грузию в 'притягательный магнит', способный вновь привлечь в ее объятия национальные меньшинства, которые отпугнул разгул этнонационализма в начале 1990-х. Благодаря динамичному экономическому росту и ряду институциональных реформ Грузия уже выглядит пусть не образцово, но совсем неплохо по сравнению с неспокойными периферийными регионами России по другую сторону Кавказских гор. Попытки шантажа и санкции Москвы не поставили Грузию на колени: напротив, они укрепили ее уверенность в себе и способствовали интеграции страны с Западом.
Таким образом, перед амбициозным абхазом или осетином встает интересный выбор: коррумпированный российский капитализм, растущий на газовых дрожжах, плюс соседние северокавказские республики со всеми их проблемами, или Грузия, идущая по пути евроатлантической интеграции. На сегодняшний день ни тот, ни другой вариант не кажется особенно привлекательным, но трудно представить себе, чтобы российская модель в дальнейшем стала выглядеть позитивнее, тогда как будущее Грузии представляется все более многообещающим.
Итак, общую картину мы обрисовали. Россия, несмотря на все старания, проигрывает в соревновании с 'выскочкой' - бывшим сателлитом. Но что же вертолеты? Кремль, понятное дело, заявляет, что Грузия сама инсценировала налет, чтобы добиться сочувствия на международной арене. Но на деле виновниками могут быть только россияне. Чья еще армия в этом регионе обладает способностью наносить точечные авиаудары в ночное время?
Возможно, налет был прелюдией к нападению, призванному лишить Тбилиси контроля над Кодорским ущельем. Но атака наземных частей так и не последовала. Скорее всего речь идет о попытке спровоцировать горячего грузинского президента Михаила Саакашвили на непродуманные ответные действия. Если это было так, то она провалилась. После 'разъяснительной работы', которую провели в прошлом году американцы, публичные заявления г-на Саакашвили можно считать образцом сдержанности.
Не исключена и другая возможность: налет вообще не был связан с политическими событиями в регионе - просто одна кремлевская фракция дала понять другой, что в состоянии развязать войну, если ей будут ставить палки в колеса. Такой вариант не сулит ничего хорошего соседним странам, которые уже давно опасаются подобных провокаций в преддверии российских президентских выборов 2008 г. Возможно нападавшие намеревались нанести больший ущерб: лишь по чистой случайности все обстрелянные здания пустовали. Не было не только погибших, но и пострадавших. Возможно, в следующий раз дело закончится жертвами.
Теоретически налет должна расследовать миссия наблюдателей ООН в Грузии, которая пытается держать под наблюдением так называемый 'миротворческий контингент', который Россия разместила в Абхазии (за явную необъективность его называют 'миропортящим'). Созданная миссией ООН четырехсторонняя комиссия - в ее состав входят представители Грузии, России и Абхазии и председатель от ооновцев - сумела представить лишь расплывчатый пресс-релиз.
На этой неделе в Нью-Йорке начались переговоры о расширении мандата миссии наблюдателей. Никто, однако, не ожидает, что Россию решительно призовут к ответу. Миссия, как показывает ее реакция на налет в Кодори, останется пассивной и по сути бесполезной. Что ж, в каком-то смысле Кремль одержал победу. Но у нее есть и побочный результат: никогда еще грузинских дипломатов не выслушивали с таким сочувствием, а российских - с таким скепсисом.
______________________________________
Это приведет не к войне, а к безумию ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)
Давид и Голиаф ("The Washington Post", США)