"Сильный человек" Чечни Рамзан Кадыров, который пользуется поддержкой президента Путина, в начале апреля официально приступил к деятельности в должности президента. Как и следовало ожидать, новый президент Чечни вновь подтвердил свою верность руководству Кремля и отметил, что рассматривает Чечню как неотъемлемую часть России. Однако уже есть вопросы, рождающие очевидный скептицизм относительно правильности решения Путина на пути урегулирования чеченской проблемы.
Кроме заявления Кадырова о том, что он дал клятву верности президенту Путину, но уже не будет подотчетен его преемнику, причиной раздора между Грозным и Кремлем становится и проблема контроля над чеченской нефтью. Главная задача нового президента на данном этапе - укрепление экономики Чечни. И в этом плане решающее значение придается 'черному золоту' кавказской республики. Характерные же черты личности Кадырова, который возглавляет террористический режим и под непосредственным руководством которого в Чечне по-прежнему исчезают люди, возможно, ничего хорошего не сулят Кремлю.
По данным правозащитников, в Чечне люди по-прежнему живут в страхе перед личной охраной молодого президента, так называемыми кадыровцами. Имя Кадырова связывают с исчезновением и ликвидацией немалого числа гражданских лиц и известных мятежников. Его имя упоминалось и в октябре прошлого года в связи с убийством известного журналиста Анны Политковской, написавшей критическую статью о выбранном Кремлем режиме. Тогда Кадыров, начисто открещиваясь от этого преступления, даже заявил, что вообще никогда не убивал женщин.
Сейчас, по официальным заявлениям, в Чечне установлен мир, однако он, можно сказать, царит лишь между Путиным и Кадыровым, и сам этот мир находится на пороховой бочке. В горах Чечни по-прежнему происходят вооруженные столкновения. За день до вступления Кадырова на пост президента чеченский отряд спецназа убил полевого командира Сулеймана Имурзаева. Тогда российские телеканалы показали кадры стоящего на фоне трупа довольного Кадырова, заявившего, что Имурзаев был ответственен за убийство его отца. Отец Рамзана - Ахмед Кадыров, назначенный Путиным после возвращения в Грозный федеральных войск в 2000-ом году правителем этой кавказской республики, погиб в результате теракта в мае 2004-го года.
Интересно окинуть взглядом прошлое нового президента, чтобы иметь представление о его личности. Когда началась первая чеченская война, Рамзану Кадырову было 17 лет, и он вместе со своим отцом боролся на стороне чеченских боевиков. В течение всего периода, когда Грозный находился в руках сепаратистов, а его отец был муфтием кавказской республики, бывший боксер Рамзан руководил личной охраной Ахмеда Кадырова. Однако после возросшего влияния в Чечне радикальных ваххабитов Кадыровы в конце 90-х годов отошли от сепаратистского руководства, и их семья перешла под покровительство федерального правительства. Когда после возвращения вместе с федеральной армией в Чечню и прихода семьи Кадырова во власть отца Рамзана убили, ему было 27 лет.
Поскольку Конституция Чечни предусматривает для кандидата в президенты как минимум 30-летний возраст, он не мог стать преемником в статусе президента. Но приблизительно год назад был отобран на должность премьер-министра преданного Москве правительства Чечни, а в минувшем феврале, когда Путин освободил прежнего президента Чечни Алу Алханова, Рамзан Кадыров фактически уже полностью принял власть в свои руки. В дальнейшем он был представлен президентом Путиным в чеченском парламенте как преемник Алханова, и подавляющим большинством голосов его избрали на новый пост.
Поездка на инаугурацию Кадырова была для Путина, можно сказать, довольно рискованным маневром. В истории этой кавказской республики, где традициям придается огромнейшее значение, власть никогда не сосредотачивалась в руках одной семьи, и представители различных родов всегда пользовались равными правами. Кроме того, исходя из сомнительных заявлений Рамзана Кадырова, никто не знает, сохранит ли он верность преемнику Путина.
Между Путиным и Кадыровым имеет место больше, чем преданность, передача и принятие власти. Рамзан Кадыров дает гарантию лояльности России, взамен президент Путин развязывает ему руки в наведении в Чечне желаемого порядка. Кадыров уже начал издавать характерные для исламских авторитарных режимов законы и запретил в стране азартные игры, а женщин призвал носить чадру.
Сейчас в подчинении Кадырова находится 20 000 вооруженных бойцов. Значительная их часть - бывшие 'боевики', сражавшиеся в горах Чечни за независимость. Сегодня же они служат в рядах полиции и спецотрядов. В этом контексте о роли Кадырова пишет корреспондент в Чечне российской газеты 'Коммерсант' Ольга Аленова: 'Он единственный, кто может держать эту армию в узде ... Не будь Кадырова, возможно, эта армия направила бы свои 'калашниковы' против России'.
Главное основание для раздора между Грозным и Кремлем, которое может подтолкнуть Кадырова к использованию своей армии, - это растущее стремление установить контроль над нефтью. Новый президент хочет возвратить местную нефтяную фирму 'Грознефтегаз' под ведомство правительства Чечни. Сейчас российская компания 'Роснефть' владеет 51% акций концерна 'Грознефтегаз'. В случае, если желание Кадырова не будет удовлетворено, у власти Чечни останется постоянное в отношении Кремля правительство. Если же это стремление осуществится, клан Кадырова завладеет огромными финансовыми ресурсами, расходование которых в регионе может происходить крайне опасно для Кремля. За счет чеченской нефти российский концерн 'Роснефть' получил за прошедший год более 25 миллиардов рублей прибыли (714 миллионов евро). И это в то время, как весь годовой бюджет Чечни составляет 19 миллиардов рублей.
Под этим углом, вполне понятно стремление Кадырова контролировать энергоносители, поскольку он хорошо видит, как Москва уводит ресурсы Чечни и что получает взамен его республика. Именно поэтому в любой момент можно ожидать, что Кадыров использует армию боевиков для защиты ресурсов республики от утечки. А наилучшим временем для этого может оказаться и предстоящая смена руководства в России. Таким образом, можно сказать, что Кадыров пока стремится без войны добиться от России того, что Чечня ранее пыталась получить путем применения оружия. Хотя все же трудно прогнозировать, как будут развиваться события, если эти требования не будут учтены.