Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
С Латвией - двусторонний диалог

Лавров: 'Мы высоко ценим взвешенную внешнюю политику Латвии'

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда рассказывают, что элементы этой системы ПРО предназначены для отражения потенциальной угрозы со стороны Ирана и Северной Кореи, надо взять циркуль и провести круг на глобусе. В отношении Северной Кореи вообще необъяснимо, почему такие важные пункты надо размещать в Польше и Чехии. Что касается Ирана, то даже по самым оптимистичным прогнозам развития иранской ракетной системы, в ближайшие 20-30 лет Европе не придется об этом волноваться...

На вопросы 'Неаткариги' и других латвийских журналистов о межгосударственных отношениях после подписания латвийско-российского договора о границе ответил министр иностранных дел России Сергей Лавров.

- Мы удовлетворены тем, что нынешнее правительство Латвии взялось решить вопрос подписания договора о границе. Прежде всего, это относится к декларации прежнего правительства, которая была приложена к пограничному договору и в которой фактически Латвией предъявлялись территориальные претензии к России. В принятом до подписания договора законе четко зафиксировано, что Латвия соблюдает принцип неизменности границ; нас такая позиция полностью удовлетворяет; мы подписываем договор, и вместе с этим один из вопросов будет решен. Теперь мы сможем не только провести демаркацию, но и решить вопрос о сотрудничестве наших пограничных и таможенных служб, чтобы граница работала в нормальном режиме, при котором обеспечивается свободное перемещение граждан Латвии и России и создается надежный барьер для контрабанды и других нарушений.

По-моему, отношение нынешнего правительства следует поддержать, и мы со своей стороны настроены на совместную работу. В конце минувшего года подписаны два договора - о торгово-экономическом сотрудничестве и о возобновлении работы межправительственной комиссии. Межправительственная комиссия - это большой вопрос в повестке дня с тех пор, как Латвия вошла в состав Европейского союза, и нам нужно строить отношения на новом уровне.

Отвечаю на вопрос о возможных подводных камнях в виде скрытых территориальных претензий: правительство России на основании заключений юристов провело детальное изучение договора. Ссылки на принцип нерушимости границ достаточно; это значит, что попытки выдвинуть территориальные претензии в будущем исключаются.

- Означает ли подписание пограничного договора, что Россия теперь не будет остро реагировать на другие вопросы, по которым у сторон разные мнения, например, по негражданам, школьной реформе, другим вопросам?

- Прежде всего, хочу подчеркнуть, что Россия никогда не связывала подписание пограничного договора с другими вопросами, которые непосредственно не относятся к этому договору.

Первоочередным вопросом для нас всегда было то, чтобы латвийская сторона подтвердила, что у нее нет территориальных претензий к России. Как только эти претензии перестали выдвигаться, мы согласились подписать договор о границе. В свою очередь, связывать данный договор с другими вопросами по принципу 'все или ничего' - не самое эффективное решение. Договоры об экономическом сотрудничестве подписаны осенью 2006 года, в свою очередь, договор о сотрудничестве в социальной сфере сейчас находится в стадии согласования.

Подписание договора о границе имеет важное значение. Это ощутимо охладит те политические силы, которые мечтают о получении Абрене, Пыталовского района. Одновременно это способствует и оформлению общей границы между Россией и ЕС.

Тем не менее, на недавних переговорах с премьер-министром Латвии Айгарсом Калвитисом российская сторона подчеркнула: подписание договора не означает, что автоматически решается весь комплекс сложных проблем, которые накопились между Латвией и Россией. Существенное препятствие, которое не позволяет межгосударственным отношениям улучшиться в полной мере, - это проблемы с правами российских соотечественников и неграждан. К сожалению, в последние годы улучшений в этой сфере не произошло. Требования России в сфере прав человек не выше рекомендаций структур соответствующего профиля ООН, Совета Европы и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Нас не удовлетворяет то, что более 400 000 в основном русскоязычных жителей имеют статус неграждан, и эти люди лишены основных демократических прав и свобод, они не могут, в том числе, принимать участие в выборах самоуправления. Нас не удовлетворяет и так называемая реформа среднего образования, которая фактически означает ликвидацию русскоязычных школ. Неграждан не нужно воспринимать как пятую колонну. Эти люди хотят быть услышанными и понятыми... Мы по-прежнему будем уделять внимание этому вопросу и в двусторонних отношениях, и в международном формате.

И совершенно определенно двусторонним отношениям не может содействовать антироссийская риторика: выдвижение тезиса о советской оккупации применительно к России, а также тот факт, что продолжаются попытки использовать слово оккупанты по отношению к ветеранам антигитлеровской коалиции при одновременной героизации бывших эсэсовцев.

- Каковы надежды Латвии на увеличение своей ниши в российском транзите, на восстановление потока нефти по направлению к Вентспилсу, на участие в проекте Североевропейского газопровода и др.?

- За последний год существенно возросли объемы торговли между Латвией и Россией. Увеличиваются российские инвестиции в экономику Латвии. Однако потенциал взаимных торгово-экономических отношений еще не до конца исчерпан. Эти вопросы очень подробно обсуждались в ходе визита премьер-министра Латвии в Москву.

Нет тесной связи между перспективами двустороннего экономического сотрудничества и решением перечисленных мною вопросов, находящихся в повестке дня двусторонних отношений. Тем не мене, благоприятный политический фон, который в последнее время наметился в латвийско-российских отношениях, всегда способствовал развитию бизнеса.

Отвечаю на вопрос об участии Латвии в проекте Североевропейского газопровода: этот проект уже реализуется, поэтому конкретные вопросы об участии какого-либо третьего государства могут обсуждаться и решаться только в рамках российско-германского консорциума.

В свою очередь, вопросы развития многофункционального транспортного коридора Москва-Рига тщательно рассматриваются и российскими государственными структурами, и частным бизнесом.

Что касается возможности возобновления транзита нефти по нефтепроводу Полоцк-Вентспилс, то, насколько мне известно, российские компании не проявляют особого интереса к этому проекту. В свою очередь, с точки зрения российского государства - и я надеюсь, вы поймете причины этого - главным приоритетом является использование мощностей Балтийской трубопроводной системы на северо-западе России.

- Не преувеличивается ли значение пограничного договора в контексте улучшения латвийско-российских отношений? И после подписания и ратификации пограничного договора Латвия останется верным союзником США и членом НАТО. Может ли Латвия улучшить отношения с Россией, оставаясь одновременно авангардом внешней политики США?

- Это ваш вывод, что Латвия верный союзник США и авангард внешней политики США. Мы признаем право любого государства выбирать своих союзников. Вступление в НАТО было решением правительства Латвии, и мы уважаем этот выбор. Разумеется, у нас свое понимание решения вопросов международной безопасности. Мы считаем, что расширение НАТО не оптимальный путь для эффективного решения данных вопросов. Один из вариантов следующий: формирование многоуровневого сотрудничества с другими государства - вплоть до Австралии и Японии. То же самое можно сказать и об отношениях НАТО и России. Создан совет НАТО-Россия, который рассматривает сотрудничество в таких сферах как борьба с международным терроризмом, целесообразное использование потенциала миротворцев.

Мы сотрудничаем со всеми государствами НАТО и ЕС. Однако, оценивая работу латвийских коллег в совете НАТО-Россия, я бы не сказал, что ее можно назвать ярко выраженным проамериканизмом, который мог бы ухудшить отношения с Россией.

Для нас двусторонний диалог с Латвией имеет важное, самодостаточное значение. Мы не увязываем этот диалог со своими отношениями с США или другими членами НАТО или ЕС. Мы можем выразить удовлетворение тем, что нынешнее правительство Латвии демонстрирует понимание и желание к конструктивному диалогу не только с ЕС и США, но и с Россией.

- Как вы прокомментируете отношения России и ЕС, развитие которых блокирует вето Польши? Как Россия планирует строить отношения со странами Восточной Европы?

- Что касается ЕС, то мы высоко ценим взвешенную политику Латвии. Латвия не стремится навязать свои проблемы всем странам ЕС и не выдвигает каких-либо условий относительно себя, ограничивая этими проблемами сотрудничество других стран ЕС с Россией. Латвия не делает отношения России и ЕС заложником в решении своих проблем, а осуществляет диалог с Россией путем двусторонних переговоров.

Мы заинтересованы в том, чтобы наши отношения с ЕС не сводились к рассмотрению технических проблем, продиктованных сомнительными интересами некоторых государств.

- Правительства Польши и Чехии согласились на размещение на своих территориях элементов ПРО США. Появились слухи, что принять участие в системе ПРО могут и страны Балтии. Как это отразится на межгосударственных отношениях?

- Когда мы слышим, что в Европе будут размещены элементы системы ПРО и что это делается на благо Европы и - что еще более абсурдно! - России, мол, эта система защитит Европу и Россию. Возникает вопрос: можем ли мы что-то обсуждать друг с другом?

Вот, вы член НАТО. В 5-м пункте Устава НАТО несколько принципов, в том числе и об обязательном обсуждении вопросов общей безопасности. Если создается система ПРО, которая якобы будет защищать Европу, то это вопрос безопасности, а значит, он подлежит обсуждению. Я слышал, что американцы на вопрос о том, планируется ли обсуждение, ответили 'нет', потому что в НАТО все осложняет принцип единогласия.

Американская система ПРО увеличивает военное присутствие США в Европе со стратегическими компонентами. Это серьезный геополитический шаг.

Когда рассказывают, что элементы этой системы ПРО предназначены для отражения потенциальной угрозы со стороны Ирана и Северной Кореи, надо взять циркуль и провести круг на глобусе. В отношении Северной Кореи вообще необъяснимо, почему такие важные пункты надо размещать в Польше и Чехии. Что касается Ирана, то даже по самым оптимистичным прогнозам развития иранской ракетной системы, в ближайшие 20-30 лет Европе не придется об этом волноваться.

Вопрос не только в Польше и Чехии. Американцы уже дважды заявляли, что Украина может принять участие в данном проекте. Но министр иностранных дел Украины вчера (16 апреля - ред.) гостил в Москве и заявил, что к ним с таким вопросом никто не обращался. Плавучий радар уже движется из Аляски в сторону российского Дальнего Востока.

Говоря откровенно, такие вопросы нужно обсуждать коллективно. Не нужно принимать решения в тихих кабинетах, заявляя потом, что все буду осчастливлены. Нам такие подарки не нужны. Россия вопросы, связанные с нашей безопасностью, хочет решать самостоятельно, при соблюдении принципов международного сотрудничества.

- Как вы прокомментируете утверждение, что представительства 'Газпрома' реализуют внешнюю политику России эффективнее внешнеполитического ведомства? Насколько корректно заявлять, что поставки нефти и газа станут одним из главных внешнеполитических инструментов России на ближайшие десятилетия?

- Не является ли этот вопрос из серии 'что хорошо для General Motors, то хорошо для Америки'? 'Газпром' - частная компания, и, как и любая компания, он развивает свои отношения с бизнес-партнерами, но при этом нет никакой прямой связи с внешней политикой государства. Однако у государства как у акционера 'Газпрома' есть свои представители в совете директоров компании, и они при обсуждении перспективных планов реализуют интересы государства. Разумеется, наши интересы сформулированы так, чтобы они не противоречили международным обязательствам России. ЕС и Россия - естественные партнеры, в том числе и в сфере энергетики.

Наше географическое положение, имеющаяся инфраструктура трубопроводов, а также растущий спрос на энергоресурсы объективно создают условия для того, чтобы в сфере нефти и газа мы были партнерами еще много десятилетий'.

________________________________

Москва все видит! ("Вести Сегодня", Латвия)

Сергей Лавров: 'Договор о границе не решает всех проблем' ("Час", Латвия)