Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Грузинская оппозиция в кризисе

Парадокс, но факт, в грузинском обществе где количество недовольных властью намного превышает число довольных ею, нет нормальной и сильной оппозиции

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Современная политика работает по принципу: есть спрос - есть и предложение, и наоборот. В 2003 году, во время "революции роз", налицо была потребность общества в смене власти. Несколько умных 'политбизнесменов', в том числе Джордж Сорос, Зураб Жвания, Михаил Саакашвили и Александр Ломая еще в 2000 году почувствовали рост числа недовольных властью и с помощью подконтрольных телеканалов помогли наращиванию агрессивных тенденций

Современная политика работает по принципу: есть спрос - есть и предложение, и наоборот. В 2003 году (во время т.н. "революции роз", когда от поста президента был отстранен Э. Шеварднадзе) налицо была потребность общества в смене власти. Несколько умных 'политбизнесменов', в том числе Джордж Сорос, Зураб Жвания, Михаил Саакашвили и Александр Ломая (нынешний министр образования и науки) еще в 2000 году почувствовали рост числа недовольных властью и с помощью подконтрольных телеканалов помогли наращиванию агрессивных тенденций. Подходящий информационный фон, поддержка со стороны Вашингтона и, конечно же, финансы дали возможность этой группе направить запросы общества в нужное русло. Умная рекламная кампания принесла свои плоды, народ 'удовлетворил' свои потребности. Саакашвили стал президентом.

Но не прошло и года после "революции роз", как общество обнаружило, что обещания, данные в предреволюционный период, оказались банальным блефом, цель которого была закрепление одной группы во власти. Но прежде чем дойти до этого умозаключения общество в революционной эйфории дало Саакашвили мандат на проведение политических зачисток.

С января до мая 2004 года "революционная власть" арестовала или вынудила эмигрировать десятки политических деятелей, запугала и переселила сотни бизнесменов, которые в свое время поддерживали не "национальное движение" (правящая партия Саакашвили), сделала полностью подконтрольной судебную власть, чем поставила точку на полноценной и свободной деятельности оппозиции.

Современная грузинская оппозиция до сих пор выделяется пестротой, только в этой палитре ни одна партия не отличается особым влиянием, хуже того, грузинская оппозиция имеет меньше влияния в Грузии, чем российская в России.

Пророссийская оппозиция

Власти Грузии добились полной дискредитации пророссийски настроенных оппозиционных партий, несмотря на то, что в солидной части населения до сих пор существует потребность в нормальном грузино-российском сотрудничестве. Декларация нейтральных позиций не спасла пророссийскую партию Игоря Гиоргадзе (проживающий в Москве экс-шеф службы безопасности Грузии времен Шеварднадзе) "Справедливость", ее лидеров под не слишком внятным предлогом посадили в тюрьму.

Сегодня действует другая, тоже пророссийская партия (тоже связанная с И.Гиоргадзе) "Надежда" под руководством Ирины Саришвили, но она не имеет влияния ни в обществе, ни в прессе. В регионах особенно чувствуется потребность в партии, которая бы урегулировала отношения с Москвой, а потом, с помощью Москвы, вернула бы контроль над сепаратистскими регионами. Но удовлетворению этих потребностей мешают два момента: первое - власти запугивают население своими силовыми действиями и агрессивной информационной политикой, второе - отсутствие харизматичного альтернативного лидера и средств для его продвижения.

Нейтральная оппозиция

Более или менее нейтральным статусом пользуются организации "Национальный Форум", партия "Свобода" и Лейбористская партия, впрочем, их влияние, ввиду нескоординированности и бедности, в основном, слабое.

Несмотря на молодость, "Национальный Форум" все-таки оказался успешным проектом и причина этому внутрипартийное единство, что, в основном, чуждо грузинской политике.

У грузин не очень-то получается коллективное партийное правление, здесь партии в основном построены на вождях, а национальный форум оказался исключением. Проблема этой партии - ее информационная изоляция и ярлык "пророссийской партии", в навешивании которого, вместе с властями, охотно занималась и проамериканская оппозиция.

Для лейбористов же настали плохие времена в информационной политике. Странно, но лейбористы сами помогли властям в своей дискредитации. Когда партия со всей серьезностью утверждает, что освобождение британских военных из иранского плена - это ее заслуга, появляется обоснованное подозрение во внутрипартийных проблемах. Именно после этих претензий появилось скандальное "письмо благодарности" посольства Великобритании.

Когда всем сердцем веришь, что Ахмадинежад отпустил британцев по твоей милости, поверишь и в то, что по этому поводу посол Великобритании посылает письмо благодарности. Позже выяснилось, что письмо - подделка.

Как объявили лейбористы, это была провокация спецслужб Грузии. Но скандала не было бы, если бы партия не делала громких и необоснованных заявлений международного значения.

Партия "Свобода" сегодня в той стадии, в которой в свое время находились перспективные, а позже перегоревшие "Правительство Будущего" (Гия Маисашвили, бывший друг и экономический советник Саакашвили) и "Путь Грузии" (Саломе Зурабишвили, экс-глава МИД).

Отличие в том, что лидер 'Свободы' Константинэ Гамсахурдиа, сын Звиада Гамсахурдиа, пока не начал активную деятельность и осторожничает. Во время перезахоронения Гамсахурдиа было видно, что "умеренные звиадисты" с большой надеждой смотрят на сына первого президента Грузии. На этом этапе партия "Свобода" относительной популярностью пользуется в регионах.

Проамериканская оппозиция

Проамериканский фронт стабильно держат "Республиканцы", "Консерваторы", "Новые Правые" и отколовшаяся от консерваторов новая "Партия Народа". Лидер последней Коба Давиташвили был изгнан единомышленниками-консерваторами после обнародования скрытой видеозаписи, где Давиташвили берет 20 000 долларов от бизнесмена азербайджанской национальности за внесение его имени в предвыборный список.

Нужно отметить, что ареал активности проамериканской оппозиции в основном определяется парламентом. Эта структура помогает им не только в участии в законодательстве, но и в бесплатной телевизионной рекламе. Извечные споры между правящей партией и парламентской оппозицией гарантируют оппонентам приглашения на теледебаты свободных каналов (которые, кстати, бойкотирует правящая партия и власти). За стенами парламента влияние и активность проамериканской оппозиции мизерное.

Если остановить гражданина Грузии и спросить, какую партию или оппозиционера он представляет как альтернативу нынешнему режиму, большинство затруднится с ответом и самый ожидаемый ответ будет - "ни одного".

Такой ответ вовсе не означает, что власть популярна и безальтернативна, просто силовая политика режима заставляет людей быть осторожней с высказываниями и, конечно же, нет той альтернативы, которая бы дала достойный ответ и отпор властям.

Постсоветское общество опять ищет нового вождя, который сменит действующий режим и выправит катастрофичное социальное положение, понизит налоги, повысит зарплаты и пенсии, вернет контроль над Абхазией и Южной Осетией и создаст новые рабочие места. Для достижения этих целей общество требует Командира, а не действенную систему, которая бы исключила не только приход у руководству мошенников, но и неконституционные методы их отстранения от власти.

Сегодняшнее общество заинтересованно в смене Саакашвили. Но этот запрос можно удовлетворить только при наличии большей харизмы, больших денег, большего опыта и связей за рубежом. Такие запросы не может удовлетворить нынешняя оппозиция и это не странно. Саакашвили в первые же месяцы правления позаботился об этом.