Работавший в Москве молодой американский дипломат Джордж Кеннан знаменитой 'длинной телеграммой', отправленной в Вашингтон, предупреждал в 1946 году Запад, что внешняя политика сталинистской России 'похожа на заводной игрушечный автомобиль'. Заведенный автомобиль будет ехать в заданном направлении до тех пор, пока не встретит на своем пути какое-нибудь препятствие. Должно быть, не стоило бы сравнивать дипломатию сегодняшней России со сталинистской. Как бы там ни было, сегодня автомобиль российской дипломатии приводит в движение не заводной механизм, а нефть, газ и твердая уверенность в том, что Россия уже созрела для возвращения потерянных территорий.
Россия просыпается, и это очевидно. Колесо истории поворачивается. Это огромное государство на Востоке в геополитической игре существует, как пакет акций на бирже ценных бумаг. Цена ее акций колебалась, но уже некоторое время резко идет вверх, поскольку питаемая нефтяными месторождениями Россия богатеет. Не только богатеет, но и стремится развиваться. Так что нам, которым судьбой предопределено быть под боком у огромного государства, это ничего хорошего не обещает. Обратившись к истории, мы увидим, что как только Россия начинает крепнуть, Кремль стремится вернуть себе то, что воспринимает как бывшие владения, или, если представится такой повод, включить в зону своего влияния новые территории. Меняются времена, меняются способы воздействия. Однако меняется ли общая установка?
Начнем с того, что Россия никогда не была и никогда не станет западной страной. На Западе раздаются голоса, что мы теряем уникальную возможность возвратить Россию в семью западной цивилизации. Но как можно что-то потерять, если ты этого никогда не имел? Во времена правления президента Бориса Ельцина Россия 'направлялась на Запад', протянула руку, однако даже не думала стать частью западной цивилизации. 'Сближение' было лишь самообманом нескольких российских либералов. С другой стороны, по сравнению с первой попыткой России стать западной демократией в начале ХХ века период усилий Ельцина был даже в несколько раз длиннее.
Каждое государство достойно своих правителей, не составляет исключения и Литва. Попытки Владимира Путина срезать первые ростки демократии в России были встречены иностранными обозревателями снисходительно. Многие рассуждали, что это 'небольшой временный перерыв' на пути к почетному финишу демократического марафона. Что 'России нужно отдохнуть' перед продолжением марафона. Предупреждения, что это точно не 'перерыв', а поворот России вспять, сопровождались легкой усмешкой. 'Ну, что вы, Россия никогда не вернется в коммунистические времена'. Да что там говорить о представителях Запада, посмотрите на Литву. Размышления профессора Витаутаса Ландсбергиса на российскую тему высмеивались, при этом нам не забывали напомнить о скрывающихся все еще в нас самих опасностях примитивной русофобии.
Ну что же, Россия к коммунизму не возвращается и никогда не вернется, поскольку ведь она там никогда и не была. Идея коммунизма было только инструментом имперской политики России. Коммунизма нет, но имперский Кремль ищет другие инструменты.
Если говорить с литовской колокольни, то трагедия России скрывается в том, что абсолютному большинству жителей и элиты России западная демократия не нужна. Как правильно замечено: тот же средний класс России, который называют основой гражданского общества, сегодня удовлетворен новыми цветными западными телевизорами или отпусками за границей. Столько Запада им достаточно. Единственным стимулом западности для России была зарубежная помощь. Ситуация изменилась, и значение этого стимула значительно уменьшилось. Сегодня абсолютное большинство жителей равнодушно наблюдает за феноменом управляемой Кремлем демократии. А такой феномен присущ явно не западной, а, скорее, азиатской политике. Сердятся единицы, большинство хлопает в ладоши.
Уже отмечалось, что природные богатства государства часто парадоксально вредят демократизации государства. Когда власть может распоряжаться огромными средствами, она попросту пытается управлять политическими процессами, а деньги предоставляют возможность использовать действенные инструменты при манипулировании человеческими установками.
Как нефть и газ изменили направление развития России? Это иллюстрирует статья Михаила Делягина, появившаяся в конце прошлого года. Автор представляет рекомендации относительно энергетической политики России. Рекомендации довольно просты: отвоевать у представителей Запада все источники энергии в России, допустить только те предприятия, которые могут предложить технологии для освоения ресурсов, но с условием, что это будет жестко контролироваться государством, не подписывать никаких Энергетических хартий.
Другая часть рекомендаций звучит просто по-коммунистически фантастично: вся энергетическая промышленность России, генерирующая астрономические прибыли, должна быть подчинена во благо российского общества. Между тем стремление к прибылям, коммерческая агрессивность другого бизнеса - частного - должны быть направлены не на жителей России, а на соседние страны, по большей части, на постсоветские. 'Русский бизнес должен полностью контролировать этот регион, по меньшей мере, в энергетическом секторе'.
Далее автор предупреждает, что каждая тонна или кубический метр, изготовленный или проданный на постсоветском пространстве, компании, которые не контролируются русским капиталом, становятся огромным позором для России, унижают ее национальные чувства и вредят ее политическому и национальному авторитету!
Так что безусловная стратегическая цель России - это полностью контролировать нефтяную и газовую трубу на всем постсоветском пространстве. Сегодня основная стратегическая цель России - любыми возможными способами блокировать проект между Казахстаном и Турцией, а также все возможные проекты, которые могут отрезать Россию от источников газа в Туркмении или Узбекистане. Важно обеспечить, чтобы и в будущем такие проекты не 'шибали бы в голову' элитам ни стран Центральной Азии, ни других стран.
Господин М.Делягин предлагает России взяться организовывать, направлять и поощрять развитие частного бизнеса России на зарубежные страны. Может, здесь нет ничего нового, но тут ведь делается русский акцент. Рекомендуется использовать сравнительно дешевые энергоресурсы России в обмен на стратегическое имущество тех стран. Опять же для автора самым естественным и практичным механизмом действия такой экспансии были бы 'прорусские лоббистские структуры', созданные при участии денег от энергетического сектора. Ого, где-то мы это уже слышали.
Хронологически ближайший, предлагаемый М.Делягиным, шаг - проникновение 'Газпрома' в распределительные сети Европейского Союза. Так же предлагается срочно развивать экономическое сотрудничество с Китаем, дабы избежать какой бы то ни было зависимости о Европейского Союза.
Почти все упомянутые рекомендации М.Делягина выполняются или созревают для этого. Например, М.Делягин прогнозирует, что высокие цены на энергетические ресурсы или, как он это называет, - 'энергетический отпуск' - продержатся еще около десяти лет. Он призывает власть выделять большие средства на модернизацию России, поднимать прожиточный уровень жителей. Трудно поверить, что Россия, хорошо 'отдохнув' на нефтедоллары, снова вернется на финишную прямую в создании демократии. Так что процесс модернизации, вероятно, будет проходить в стиле китайской однопартийной диктатуры. К этой модели управления подходят быстро.
Важно, чтобы представители Запада признали, что коррумпированная элита России, разделившая прибыли нескольких уничтоженных олигархов, не имеет ни малейшего желания сближаться с Западом. Более того, любое движение Запада в сторону России трактуется как смертельная угроза. Вслушаемся в риторику Кремля. Кремль не говорит об угрозе Китая, Ирана, Северной Кореи, но о западной угрозе заговаривает регулярно, с точностью часового механизма. Запад утверждает, что Россия не является врагом, а в России, к сожалению, Запад воспринимается именно как враг.
Когда-то Литва сумела создать препятствие экспансии России. Это было давно, еще во времена Великого Княжества Литовского. Готова ли сегодня Литва к экспансии соседа? Если посмотреть на события последнего времени, то, к сожалению, складывается впечатление, что автомобиль российской экспансии едет без препятствия по Литве. Парадоксально, но, кажется, его водитель нанял даже местных политиков и предпринимателей. Деньги не пахнут? Однако понимают ли они сами, что делают?
____________________
Сдерживание России ("Foreign Affairs", США)
Вина русских ("Bernardinai", Литва)