'Республиканец' Паата Закареишвили уже не в первый раз 'прославился' в Грузии неординарными политическими выпадами. Когда в Джавахети напряженность ситуации сошла на нет, и местные грузины и армяне пришли к взаимопониманию, Паата Закареишвили предложил армянам свою новую 'инициативу': 'Я и мои сторонники не видим никакой опасности в присвоении автономий, в том числе и для Джавахети'.
Под своими сторонниками Закареишвили, вероятно, имел в виду своих однопартийцев, республиканцев, поскольку его 'инициатива' вызвала восторженный отклик разве что среди горстки тамошних армян. Они на всякий случай провели митинг и потребовали регионального статуса для армянского языка. С просьбой прокомментировать 'инициативу' Пааты Закареишвили 'Джорджиан таймс' обратилась к одному из руководителей армянской диаспоры Грузии, парламентарию Вану Байбурту.
'Дж. т.': - Как бы вы прокомментировали 'инициативу' Пааты Закареишвили о присвоении Джавахети статуса армянской автономии?
Ван Байбурт: Вообще термин 'автономия' сегодня во всем мире - анахронизм. Фактически, ни в одной стране автономий нет. Автономии, как таковые, были созданы только в Советском Союзе и затем в некоторых государствах социалистического лагеря, поскольку в них было заложено, что, если какая-либо советская республика создала бы прецедент выхода из Союза, тогда ее взорвали бы этой автономией изнутри. Начался бы беспорядок. Распад Советского Союза это показал со всей очевидностью.
- Ведь Закареишвили предлагает то же самое, но уже внутри Грузии?
- Считаю, что это идея той страны, которую устраивает, чтобы об этом говорили. И то, что происходит именно так, - это требование только одного государства.
- Давайте назовем, какое это государство?
- Назову. Это мнение определенных кругов России. Они хотят, чтобы в Грузии возник еще один новый очаг конфликта.
- Действующие в Джавахети две-три организации требовали того же, о чем заявляет Закареишвили. К тому же, сейчас они выдвинули новую инициативу - присвоить армянскому языку статус регионального.
- Знаете, что?! Еще раз говорю: если в государстве самоуправление является содержательным, тогда никто не будет мечтать об автономии. Скажем, есть автономия, но ведь в Ахалкалаки грузинский язык все же останется государственным, как и во всех действующих сегодня в Грузии автономиях. Кроме того, ведь автономия должна управляться из Центра. Если кому-то хочется, чтобы председатель местного Сакребуло стал председателем парламента этой автономии, а кто-то еще - не начальником полиции, а министром внутренних дел, - это другой вопрос.
Вообще считаю, что в Грузии нет необходимости в автономии, тем более, сегодня. В результате автономий страна и так получила две тяжелые раны. Кстати, скажу и то, что придет время и в той стране, где 30 автономий, они взорвутся. Это произойдет по велению времени.
- То есть вы имеете в виду Россию?
- Думаю, что процессы, которые сейчас происходят, указывают на это.
- А в Джавахети Рстакьян и другие кричат о том, что хотят именно автономию?
- Они уже не кричали: 'хотим автономию'. Но затулины этим и были обеспокоены и нашли замечательный способ. Наверное, подтолкнули Закареишвили выступить с 'инициативой', чтобы напомнить джавахетским армянам - 'Давайте, ребята, снова 'петь' - 'автономия', 'автономия!'. Вероятно, эту 'песню' на мотив Закареишвили на днях мы опять услышим.
- Но ведь уже 'поют', что армянскому языку надо присвоить статус регионального. Этого никто не допустит, но, допустим, присвоили, что это им даст?
- Во-первых, это ничего не даст. Во-вторых, убежден, что эта идея - антиармянская. Считаю, что и идея регионального языка тоже к нам подброшена. Права национальных меньшинств определены в рамочной Конвенции Совета Европы, и парламент Грузии эту конвенцию ратифицировал, но с определенными замечаниями относительно нескольких пунктов, которые действительно мешают интеграции негрузин в грузинское общество.
Если, скажем, допустят региональный язык, то убежден, что и в этом случае интеграция растянется на 25-50 лет. Но это не входит в интересы меньшинства. Уверен, что если бы эта часть населения знала грузинский, тогда принятие статуса регионального языка ни для кого не представляло бы опасности, так как правительство Грузии - первое в мире, которое говорит своим крупным диаспорам: 'Хотите учиться на родном языке, изучать свою культуру, историю, - пожалуйста', и при этом само финансирует их.
Это - пример для всех, и упомянутая Конвенция Совета Европы о правах меньшинств, если меня спросить, фактически, взята из модели Грузии. Касаясь же изучения грузинского языка, могу сказать: не вина этих людей, что они, к сожалению, пока не знают государственного языка. Потому что не хватает учебников, словарей, разговорников, не находится на должном уровне и методика обучения. Между тем, у кого есть, в хорошем понимании, политические амбиции, они изучают грузинский. В Ахалкалаки уже есть ребята, которые наряду с местными грузинами, обучаются на грузинском и уже читают законы, принятые парламентом страны.
Поэтому автономия, о которой сказал Закареишвили, - это лишь его мнение. Считаю, что подобное заявление является вредным, непригодным для Грузии. Да он и сам убежден, что общественность независимой Грузии никогда этого не допустит. А теперь сами подумайте, почему распространилось такое заявление.
Когда в лице автономии у страны уже есть две тяжелые раны и добавляешь еще третью, что потом произойдет, никто не знает. Я думаю, что подобное высказывание Закареишвили о Джавахети - попытка обострения грузино-армянских отношений. Кого-то не устраивает, чтобы грузины и армяне мирно жили в Грузии.
- Как вы думаете, кто этот 'кто-то'?
- Кто это, мы знаем. Выше я уже назвал.