Власти балтийских стран должны уважать права нацменьшинств. Но сами нацменьшинства должны понимать, что времена изменились. Об этом заявил Телеграфу Дэйвид КРЕЙМЕР, ассистент по европейским и евразийским делам заместителя госсекретаря США. Он отвечает в американской администрации за Россию, Беларусь, Молдову и Украину.
Серая политика Москвы
- Латвийско-российские отношения понемногу улучшаются. Как вы думаете, Россия пересматривает свою политику на балтийском направлении или это временное явление?
- Я надеюсь, что латвийско-российские отношения действительно улучшаются, для этого есть все предпосылки. Это было бы хорошо как для всего региона, так и для США. Но я бы не стал делать более конкретные заключения. Взять хотя бы недавнее напряжение между Россией и Эстонией, последнее обращение к нации президента Путина, его речь во время празднования Дня Победы, его выступление в Мюнхене.
Российскую внешнюю политику трудно описать в черно-белых тонах. Это, скорее, серый цвет, более сложный. Пример: в разгар российско-грузинского конфликта прошлой осенью Госдума ратифицировала вывод российских военных баз с территории Грузии. Несмотря на проблемы, которые существуют у России в отношениях с отдельными ее соседями, все равно есть возможность для позитивного развития. Заключение договора о границе и общее улучшение отношений с Латвией - еще один пример.
Таллин в Риге не повторится
- Многие на Западе утверждают, что беспорядки в Таллине были инспирированы Кремлем. Вы в это верите?
- Я не могу вам предоставить ни одного доказательства, предполагающего, что за всем этим с самого начала стоял Кремль. Ситуация заслуживала легитимного обсуждения аргументов как эстонской стороны, выступавшей за перенос памятника, так и российской, которая была против этого. Я могу понять обе стороны. Но вместе с тем надо осознавать, что Эстония имеет право делать на своей территории все, что хочет - это соответствует международным стандартам.
Нет никаких свидетельств того, что это был кремлевский заговор. Но очевидно, что была слишком острая реакция и в Москве, и в Таллине. Напомню, что президент Томас Хендрик Ильвес был против переноса памятника. Это доказывает, каким трудным было это решение для эстонских властей.
- На ваш взгляд, могут ли таллинские события повториться в Риге?
- Надеюсь, что нет. В каждой стране своя ситуация. Но все государства должны уважать права нацменьшинств, уважать историю людей. При этом сами нацменьшинства в разных странах должны понимать, что времена изменились. Особенно начиная с 1991 года. Думаю, что нет оснований ожидать, что в этих странах все будет идти отлично. Но я также вижу признаки улучшения ситуации.
Популярность Лукашенко трудно измерить
- После того как Александр Лукашенко был переизбран на новый срок в прошлом году, складывается впечатление, что США ослабили критику Беларуси. Так ли это?
- Определенно нет. Вот конкретные примеры. Мы запретили въезд в США ряду белорусских чиновников, заморозили банковские счета некоторых из них. Все это было сделано после так называемых перевыборов Лукашенко в марте 2006 года. Мы не стесняемся выражать нашу озабоченность.
- Ходят слухи, что Лукашенко хочет уйти из власти. Есть ли признаки того, что он действительно собрался на покой?
- Государственные чиновники обычно не отвечают на гипотетические вопросы. Однако я скажу так: хотя мы имеем информацию об этих слухах, но мы должны действовать так, будто Лукашенко остается у власти. Мы не хотим заменить режим, действующий в Беларуси. Мы хотим, чтобы режим изменил свое поведение.
- По большому счету, Лукашенко никого не беспокоит. Он не вмешивается во внутренние дела других стран, его поддерживает большинство населения Беларуси. Может, лучше просто подождать, когда он уйдет?
- Нет. И вот почему. Беларусь находится в сердце Европы. Диктатура здесь неприемлема. Мы считаем важным добиться того, чтобы власти этой страны обращались со своими людьми согласно международным стандартам. Например, согласно стандартам ОБСЕ, членом которой является и Беларусь.
Вы упомянули популярность Лукашенко. Но ее очень трудно измерить. Выборы в прошлом году не были честными, ни ОБСЕ, ни США не признали их результатов. Насколько популярен Лукашенко? Не имею понятия - с 1994 года там не было свободных выборов.
- С начала этого года у Беларуси возникли энергетические проблемы с Россией. После чего начались разговоры о том, что Александр Лукашенко теперь готов к диалогу с Западом и смягчению режима. Вы недавно были в Минске. Заметили ли вы эти перемены?
- Мы слышали такое мнение. Лукашенко и другие чиновники действительно начали говорить, что заинтересованы в улучшении отношений с Западом. Возможно, в какой-то мере это связано с ухудшением отношений Беларуси и России. Мы заинтересованы в улучшении отношений с Минском. Но только после того, как власти этой страны предпримут конкретные шаги. Они знают, что надо сделать. Минск должен выпустить политических заключенных. Всех. Такова позиция США, такова позиция ЕС. Разговоры ничего не стоят.
___________________________
Россия-ЕС: дела по-настоящему плохи ("The Financial Times", Великобритания)
Западу не следует проявлять излишнюю впечатлительность из-за амбициозного поведения Путина ("The International Herald Tribune", США)