Альтернативные президентские выборы и референдум, проведенные в Цхинвальском регионе, и избрание президентом Дмитрия Санакоева нарушили сон не только Эдуарда Кокойты, но и покровительствующих ему русских. Их никак не устраивает потепление отношений Санакоева с властями Грузии. Однако остановить этот процесс уже почти невозможно.
Санакоева в его резиденции в селе Курта посетили с ознакомительной целью вначале президент Саакашвили, затем Гоги Топадзе и его 'промышленники', пообещавшие ему вложение инвестиций в регион. Вслед за ними в Курта побывала группа парламентариев Грузии и, наконец, сама председатель парламента Нино Бурджанадзе.
Как известно, президент Грузии планирует сформировать в регионе временную административную единицу, возглавить которую, предположительно, предложат Дмитрию Санакоеву. На этих днях он приглашен в парламент Грузии, где выступит с речью. Каких вопросов коснется Санакоев в своем выступлении, - на эту и другие темы с ним побеседовала 'Джорджиан таймс'.
- 'Дж.т.': В последнее время к вам зачастили грузинские парламентарии, посетила и председатель парламента, а до этого с вами познакомился и сам президент Саакашвили. С чем вы все это связываете?
- Дмитрий Санакоев: Связываю с тем, что в отношении региона подход в Грузии меняется в том плане, что все спорные вопросы должны быть решены мирным путем. Кроме того, должна произойти реабилитация региона. Вместе с тем необходимо исправить те ошибки, которые были допущены в 90-е годы прошлого столетия.
Тем более, что сегодня власти Грузии и политический истеблишмент уже мыслят не так, как это было в начале 90-х годов. Они понимают, что Грузия может стать федеративной республикой, и всем народам, проживающим в ней, должны быть предоставлены равные права, чтобы они вместе построили общее государство, именуемое Грузией.
- Единственный, кто всему этому противостоит, - Эдуард Кокойты. Он даже пригрозил руководству Грузии и международным организациям, что если они не прервут отношения с вами, тогда он выйдет из переговорного процесса. Чем вызвано такое раздражение Кокойты?
- Во-первых, надо посмотреть правде в глаза. Никогда 'Южная Осетия' не представляла территориальной единицы Грузии. Она образовалась в 1924 году. До этого на территории Грузии никакого государственного образования 'Южная Осетия' не существовало. Считаю, что те заявление, которое сегодня озвучивает Эдуард Кокойты, - это просто шантаж.
Провалить переговоры ему не удастся, так как в этом случае он и сам пострадает. Должны быть учтены соображения и подходы всех тех сил, которые существуют в регионе. Поэтому Кокойты не должен единолично распоряжаться всем и говорить от имени Южной Осетии. Тем более, что эти люди и не голосовали за него, и не поддерживают его. .
- Батоно Дмитрий, между вами и 'промышленниками' достигнуто соглашение относительно вложения инвестиций в регион. Конкретно, для какой сферы будут предназначены их инвестиции?
- Мы с господином Топадзе договорились о вложении инвестиций в малый бизнес. В регионе необходима поддержка малого бизнеса. Это касается сельского хозяйства, использования наших природных ресурсов, пчеловодства. Вот три направления, над которыми работаем вместе с Топадзе. Но этим наше сотрудничество не ограничится.
- Президент Саакашвили планирует сформировать в регионе временную административную единицу. Он уже предложил вам и вашей команде работать в ней или вы пока в ожидании этого предложения?
- Такого предложения мы пока не получали, хотя думаю, что оно поступит. Тем более, что мы и этот вопрос рассматривали во время встречи с президентом и с председателем парламента госпожой Нино Бурджанадзе, отмечая необходимость подключить к указанному проекту представителей всех имеющихся в регионе общественных движений. Принимать участие в нем должны не только мы, но и все те объединения и политические партии, которые представляют данный регион.
- На этих днях вы приглашены в парламент Грузии. (11-го мая Санакоев выступил в парламенте - прим. ред.) Как вы думаете, не тогда ли планируется сделать вам это предложение?
- Что будет в парламенте, мы ни с кем не обсуждали. Но думаю, что это произойдет позже. Ведь парламент - тот орган, в компетенцию которого входит формирование временной административной единицы.
- Если не секрет, каких вопросов вы коснетесь в своем выступлении в парламенте?
- В парламенте я хочу выступить со своим видением решения конфликта. Там я это вкратце сформулирую. Агрессивного настроя не будет. Будет только мой взгляд на то, каким образом мы вместе с правительством Грузии хотим добиться, чтобы в регионе наконец установился мир.
- Поддерживают ли с вами определенные связи международные организации?
- Не могу сказать, что у нас большие связи. Тем более, что мы хотим легитимизации нашего движения с точки зрения именно законодательства Грузии. Думаю, что после всего этого у нас будут хорошие контакты с представителями международных структур.
- И в завершение. Намерены ли вы провести в регионе альтернативные парламентские выборы?
- Думаю, что в случае формирования временной администрации такой необходимости на этом этапе не будет. Во-первых, здесь выборы местного уровня мы уже провели. Так что, на данном этапе нет необходимости формирования парламента. Однако базу для будущего парламента надо обязательно подготовить.