Почему русская молодежь выплеснулась на улицы и заговорила о своем несогласии с действиями властей? Потому что русскими в Эстонии манипулирует Россия.
Это новая концепция, которую озвучило правительство, сменив прежнюю: русские - мародеры. То есть в кабинетах идет работа, по замазыванию прежних 'эмоциональных' обвинений неэстонцев. И главный экспроприатор Бронзового солдата сходил и поклонился экспроприируемому. (Можно было бы сделать то же самое, не провоцируя народ на выражение недовольства, не собирая со всей страны полицию, вертолет с прожектором и спецотряды с собаками.)
А если серьезно задуматься - почему же недовольная молодежь скандировала среди прочего: 'Рас-си-я!'? Ведь большинство из них в этой России никогда не были. Что они знают об этой стране? Что там плохой футбол, крепкий президент и огромная территория, если смотреть по карте. Знают про великих писателей: Пушкин - Лермонтов - Гоголь - Достоевский - Толстой, которых читать скучно, потому что каждый - энциклопедия русской жизни, а кто ж в состоянии прочитать всю энциклопедию. Еще они наверняка знают, что эта страна победила фашизм и День Победы - второй по важности праздник после Нового года.
Почему они скандировали название этой страны? Я спросил об этом своих русских студентов, ребят из разных эстонских городов и весей, и они только пожимали плечами. 'Что они хотели этим сказать? - спрашиваю. - Чтобы танки российские к нам приехали?' Да нет, говорят, к чему они здесь. В чем же все-таки дело?
Думаю, эти ребята кричали 'Россия!', но отнюдь не взывая о помощи - Россия, дескать, подсоби. Наоборот! Они хотели сказать, что выступают в защиту Бронзового солдата, символа Победы и своей идентичности, и делают что могут, дабы не отдать его на поругание. Помогая тем самым России.
Этого эстонские люди понять то ли не могут, то ли не хотят. Можно долго рассуждать про сакрализацию символов, строить семиотические анализы, но факт остается фактом - люди хотели отстоять свой памятник от незаконных посягательств.
Если не заниматься демагогией, дескать, эта молодежь обдолбана советской пропагандой идущей из России, а проанализировать три пятилетки, когда родившимся здесь детям и их не родившимся здесь родителям объясняли прямо или косвенно про свиное рыло и калашный ряд, то можно прийти к простому выводу. И родители, и дети старались понравиться этому государству, по мере сил учили эстонский язык, старались не ругать эстонцев за полное отсутствие национальной политики в применении к местным русским. Но, как известно, насильно мил не будешь.
Люди терпели долго. За это время русские в Эстонии, наконец, начали осознавать, что они чего-то стоят. Молодежь знает, что их родители - хорошие специалисты (да, говорят, лучшие уехали, но и оставшиеся теперь уже не лыком шиты), умеют трудиться, а на таких людей всегда есть спрос. У них есть работа, и дети, отучившись, найдут работу, если не здесь, то в Англии, Ирландии, Германии, Америке, Финляндии. А будет работа, будет финансовая независимость.
Значит, можно поднять голову. Даже самый замордованный контингент - учителя русских школ - начинают понимать, что они - люди, что им нельзя безнаказанно впаривать 'исторические аксиомы' о том, что доблестные эстонские парни, кто в вермахте, кто в составе Ваффен СС на берегах Днепра, в Синимяэ и куда там они еще бежали со своими эсэсовскими командирами, защищали Эстонию и освобождали Европу от коммунистической заразы. У Европы на этот счет иное мнение. И эти учителя, и даже некоторые директора (!) имеют наглость заявлять, что эстонцы не без удовольствия обслуживали сначала фашистские власти, а потом советские.
Эти люди не хотят признавать общеизвестной в современной Эстонии истины, мол, все эстонцы как один с 1944 года во главе с Отто Тифом и до 1991 года во главе с Иоханнесом Кэбином, Карлом Вайно, Рейном Ристлааном, Вяйно Вялясом и иже с ними боролись с советской властью, русскими оккупантами и в тяжелой борьбе завоевали нынешнюю свободу, которую теперь готовы защищать до последней полицейской собаки (именно животного, в породах я не разбираюсь), выставленной 26 апреля как образец мощи эстонского государства перед его народом.
Пусть себе министры пишут ту историю, которая им нравится: мы-то тут при чем? Эти министры в годы бескомпромиссной борьбы с советским строем хорошо выучили сталинский лозунг 'Кто не с нами, тот против нас'. И счастливо жили по нему до 26 апреля. А перед нынешним 9 Мая вдруг начали задумываться, посвящать свое драгоценное время 'представителям местных русских'.
Министр Лукас полагает, что словесная эквилибристика доступна только им, партийным небожителям. (Стараниями его партии в Эстонии начали передергивать историю Второй мировой войны. Март Лаар даже учебник написал.)
Его партия со товарищи добилась того, что нацистская и советская символики приравнены как античеловеческие. Но почему же активисты исамаалийтчиков и даже некоторые министры бегают на слеты эсэсовцев под их античеловеческой символикой? Или они думают, что этого никто не замечает, даже школьники и студенты?
Власти думают, что детям не рассказывают про трагедию эстонского народа, когда десятки тысяч были высланы в Сибирь. Рассказывают. Только учителя, может быть, рассказывают, еще и то, что в зажиточные хутора, из которых оккупанты депортировали хозяев, въехали не советские солдаты, а другие эстонцы, как въезжали в квартиры евреев, с которыми в Эстонии разобрались с удивительной для того времени быстротой.
Я не хочу никого призывать сводить счеты - это дело абсолютно бесперспективное и даже опасное. Я хочу сказать людям у власти, которые задумались о недовольстве русской молодежи и решили, что тех оболванила российская пропагандистская машина, - увы. Сначала вы внушали этим людям, что им тут нечего делать, потом вы поняли, что убрать их отсюда не удастся, и решили задвинуть на задворки, но времена Оскара Лутса давно прошли. Эти люди сами встали на ноги. И теперь знают себе цену. Так что думайте конструктивно.
Виталий БЕЛОБРОВЦЕВ - переводчик
___________________________
Март Лаар: Ослепленные империей ("The Wall Street Journal", США)
Искра пошла из Москвы ("Tygodnik Powszechny", Польша)