В конце ноября прошлого года американский телеканал Military Channel представил свой рейтинг лучших танков истории. И первое место заняла легендарный советский Т-34, танк Победы, наводивший ужас на врагов. Но мало кому известно, что непробиваемая броня этого танка создавалась на основе лицензий, переданных Советскому Союзу чехословацким концерном 'Шкода'. О военно-техническом сотрудничестве 'Заводов 'Шкода' с советским государством - в очередной передаче цикла 'Белые пятна истории', которую подготовила Наталья Судленкова.
Сотрудничество 'Заводов 'Шкода' с советским правительством началось в 20-х годах прошлого века. На тот момент концерн был огромным предприятием, сопоставимым по своим масштабам с немецкими гигантами 'Тиссен' и 'Крупп'. 'Заводы 'Шкода' производили артиллерию для крепостей, военных крейсеров, специальную артиллерию для наземных операций, пушечный порох, зенитную артиллерию и другие виды вооружений. К 1930 г. на 'Заводах 'Шкода' работало более 36 тысяч человек. Однако первая половина тридцатых годов прошла для 'Заводов 'Шкода' под знаком экономической депрессии, резкого сокращения объемов производства и персонала.
В это же время советское руководство, осознавая всю сложность международной ситуации, приняло решение провести масштабное перевооружение Красной армии. И одним из самых значимых поставщиков были чехословацкие 'Заводы 'Шкода'. Чешский историк Эмил Ворачек более 30 лет назад посвятил свою дипломную работу оружейным контрактам 'Заводов 'Шкода' с СССР, и с тех пор остается признанным авторитетом в этой малоисследованной области чехословацко-советских отношений.
Говорит Эмил Ворачек: Советское правительство прилагало большие усилия для того, чтобы не покупать большие партии вооружений, а приобретать опытные образцы, чтобы затем на основе этих образцов начать собственное производство. 'Заводы 'Шкода' были заинтересованы в том, чтобы продать как можно больше пушек, самолетов, танков и т.д.
'Заводы 'Шкода' искали для себя максимально выгодные контракты, чтобы ускорить выход из экономического кризиса. Но контракты на поставки опытных образцов нельзя было считать сверхвыгодными заказами. Тем не менее, концерн был вынужден подписать эти контракты. Почему? Поясняет Эмил
Ворачек: Однако, был еще один момент, который нельзя не учитывать, когда речь заходит об оружейных контрактах 'Заводов 'Шкода' и Советского Союза. 'Заводы 'Шкода' были государственным предприятием, а чешское государство в середине 30-х годов было исключительно заинтересовано в том, чтобы перевооружить армию. И самым слабым звеном были тяжелые бомбардировщики.
У Чехословакии в середине 30-х лет основу бомбардировочной авиации составляли тихоходные устаревшие модели самолетов 20-х годов скоростью до 240 км в час. Эта авиация не могла решать вопросы обороны воздушного пространства страны. В 1935 г. специалисты Генерального штаба министерства национальной обороны Чехословакии побывали на маневрах в Москве, Ленинградском и Киевском военных округах, и были поражены способностями советского бомбардировщика СБ-2. У него была скорость 424 км в час, в то время, как у самого быстрого самолета Чехословакии - 'Авии' не превышала 380 км. Именно военные добились заключения контракта, по которому 'Заводы 'Шкода' бесплатно передавали Советскому Союзу ряд лицензий на производство вооружений, получив взамен лицензию на производство СБ-2.
Предполагалось, что в Чехословакии будет произведено около 160 самолетов. И это самолетостроение было наградой для 'Заводов 'Шкода' за бесплатную передачу лицензии на горные пушки. Но производство разворачивалось очень медленно, и чехословацкая армия получила бы первые самолеты только к 1940 г. Тогда военные решили приобрести в СССР 60 самолетов 'СБ-2'. На них были установлены чехословацкие двигатели, и наши летчики в мае 1938 г. на них перелетели из СССР в Чехословакию. Четыре из них из-за плохой погоды попытались приземлиться в Румынии, но разбились. 56 самолетов 'СБ-2' были самой новой техникой Чехословакии, которая в случае войны с Германией была бы тем лучшим, что было бы в руках нашей авиации. Советский Союз получил горные пушки.
Закупленные в СССР самолеты накануне начала Второй мировой войны использовались для авиаразведки немецкой территории и сбора информации о передвижениях войск. В случае начала военных действий между Германией и Чехословакией Советский Союз обязался поставить еще около двухсот пятидесяти самолетов СБ-2. Впрочем, сделка 'самолеты в обмен на горные пушки' была основой первого этапа военно-технического сотрудничества 'Заводов 'Шкода' и Советского Союза. С 1938 г. начался второй этап, на котором Москва просто покупала опытные образцы вооружений и технологии у 'Заводов 'Шкода'.
Заводы 'Шкода' продали СССР лицензию на производство гаубицы калибра 310 мм, дальнебойную пушку калибра 210 мм, зенитную пушку Р-3 калибра 75 мм. Как раз об этом орудии Сталин в марте 1945 г. в разговоре с чехословацким представителем сказал, что эта пушка советского производства очень здорово помогла при защите Москвы. Чехословакия продала также новую линию для производства черного пушечного пороха.
Кстати, ранее СССР хотел купить лицензию на это производство у Германии, но сделка сорвалась. Для Советского Союза крайне необходимой была также переданная 'Заводами 'Шкода' технология так называемой 'цементации брони', когда в сталь добавлялся порошок березового угля, а затем стальной лист особым образом охлаждался, приобретая повышенную стойкость и упругость. Военно-техническое сотрудничество 'Заводов 'Шкода' с Советским Союзом продолжалось до конца 1940 года, причем Чехословакия к тому времени уже год, как была оккупирована нацистской Германией. Правда, 'Заводы 'Шкода' к этому времени уже принадлежали Третьему Рейху.
После марта 1939 г., после оккупации Чехословакии все происходило под надзором главного командования вермахта и его специальных структур, созданных именно для этого. С точки зрения вермахта и германской политики эти поставки не имели большой угрозы. Они уже не согласились бы с расширением поставок, но ранее подписанные контракты продолжали действовать.
Почему Германия не прервала поставки вооружений с 'Заводов 'Шкода' в Советский Союз? Есть несколько причин. Во-первых, в обмен на технологии Германия получала сырье: вольфрам, никель и т.д. Во-вторых, как пояснил в одной из бесед посол Чехословакии в СССР Зденек Фирлингер заместителю наркома иностранных дел Владимиру Потемкину, Германия накануне войны 'не возражала против того, чтобы чехословацкая промышленность как можно шире работала на экспорт. Это пополняло валютные резервы Германии'.
На самом деле, передача чехословацких технологий советским предприятиям выходила за рамки, очерченные немецкими хозяевами 'Заводов 'Шкода'. Некоторые историки отмечают, что генеральный директор концерта Вилем Громадка во время своей поездки в Москву осенью 1939 г. лично пообещал Сталину, что будет работать на Советский Союз, причем безо всякого вознаграждения. Говорят, что лично Громадка передал Москве ряд секретных патентов и чертежей. Впрочем, Громадка был не одинок.
Для чешских экспертов, которые участвовали в передаче технологий Советскому Союзу, их работа была также и вкладом в борьбу с нацизмом. Они отдавали себе отчет в том, что этим оружием СССР будет сражаться с Германией. Мне приходилось читать их письма. Чешские техники в своих письмах отмечали, что все, что они делали, делалось для победы над фашизмом.
Сколько же всего вооружений было произведено в СССР на основе технологий 'Заводов 'Шкода'? Отвечает Эмил Ворачек:
По приблизительным оценкам, во время Второй мировой войны в СССР было произведено около 7 тысяч единиц зенитных орудий калибра 76,2 мм, более 3-4 тысяч дивизионных гаубиц калибра 152 мм. ВО время войны в Советском Союзе было произведено более 52 тысяч танков Т-34, в котором использовалась переданная чешскими экспертами технология цементации брони.