США планируют разместить систему противоракет в Польше. Достаточный повод для Европы еще раз все тщательно взвесить.
В отношениях между Россией и США вновь разгораются нешуточные страсти. Предложение американцев разместить элементы своей противоракетной системы в Европе было воспринято Россией явно без всякого восторга.
Путин грозит выходом из ДОВСЕ (Договора об обычных вооруженных силах в Европе). То, что это не пустые разговоры, наглядно продемонстрировала реакция России на выход США в 2002г. из договора по ПРО: уже через день Москва прекратила свои обязательства по СНВ-2 (договору о разоружении). Совершенно очевидно, что за этими словами скрывается нечто большее, чем, как утверждают некоторые, простая попытка посеять раздор в лагере западных союзников.
На первый взгляд оборонительная система, предназначенная для перехвата в воздухе вражеских ракет, совершенно безобидна. И все же у нас есть три причины все еще раз тщательным образом взвесить и положить конец зреющим в недрах НАТО планам размещения полномасштабной системы противоракетной обороны.
Во-первых, несмотря на уже вложенные в проект ПРО огромные деньги (250 млрд. долларов), говорить об обладании технологиями развертывания эффективного 'противоракетного щита' пока не приходится. То, что в ходе отдельных испытаний удается сбить в полете ракету, объясняется только тем фактом, что известно заранее, где состоялся ее запуск и с какой скоростью она перемещается. Все равно что играть в прятки и громко рассказывать, где тебя найти.
Настоящий враг - кем бы он ни был - не станет заранее оповещать, когда он планирует совершить нападение, какой тип ракет при этом использует и по какой траектории те полетят. Более того, государства, способные запускать межконтинентальные ракеты, смогут тут же разработать какие-нибудь их имитации, которые запутают систему ПРО. То, что США и Израиля оказались не в способны обезвредить в воздухе даже простейшие ракеты 'Скад' иракцев или ракеты Хезболлы с еще меньшей дальностью поражения, не добавляет оптимизма в отношении эффективности полномасштабных систем ПРО.
Вторая причина еще раз взвесить все 'за' и 'против'; предложение американцев надуманно с учетом того, что реальной угрозы пока просто не существует. Американская ПРО в Европе направлена против Ирана. Однако эта страна не располагает ни одной ракетой большой дальности, которую могли бы сбить американцы.
Даже в случае столь маловероятного развития событий, что в течение ближайших десяти лет у Ирана появится подобное вооружение, остается резонный вопрос: какому отчаянному вояке придет в голову запустить ракеты, прекрасно осознавая, что ответа долго ждать не придется? Если Ирану действительно нужно атаковать недругов на Западе, проще это сделать анонимно путем какого-нибудь ядерного теракта с использованием грузовика, самолета или судна. И никакая ПРО здесь уже не поможет.
И, наконец, даже если система ПРО будет функционировать вполсилы (а значит, неэффективно), это все равно будет означать, что система работает. Противник, разумеется, должен и будет исходить из того, что она работает. Таким образом, результат вполне предсказуем: противник будет просто-напросто наращивать количество ракет, чтобы преодолеть эту систему ПРО.
Если уж и существует в военной науке какой-нибудь закон, который соблюдается практически неукоснительно, то звучит он так: совершенствование оборонительных систем вооружений приводит к модернизации наступательных, и наоборот. Процесс развития средств ведения войны никогда не прекращается. Развертывание американской ПРО неминуемо спровоцирует наращивание наступательных вооружений.
Несмотря на оставшийся со времен Холодной войны арсенал, Россия имеет все основания испытывать обеспокоенность происходящим. Как по качеству, так и по количеству, арсенал ядерного оружия России - капля в ' море по сравнению с американскими запасами. Большинство экспертов сходятся в оценках, что у России останется не более 100-200 ядерных боеголовок в случае нанесения США первого удара. А если Америка к тому же воспользуется 'противоракетным щитом', с которого вдобавок в будущем снимут установленные вышеописанными механизмами ограничения в количестве (до нескольких десятков ракет), то не стоит удивляться тому, что в российских отделах стратегического планирования хватаются за голову.
Американская система ПРО ни малейшим образом не способствует геостратегической стабильности. По сути, основа этой стабильности в том, что современные ядерные арсеналы будут постепенно подвергать сокращению. Если одна из двух сторон изменит фундаментальные параметры баланса, можно забыть об этих сокращениях.
Проще говоря, разместить в Польше десять противоракет, которые будут наводиться на цель расположенным в Чехии радаром, и потом утверждать, что эта мера сделает мир безопаснее - значит грешить против истины. А может, нам поменять стратегические ядерные ракеты США (наступательную систему вооружений) на американскую же ПРО (оборонительную систему)? Так или иначе, их одновременное присутствие превратит европейскую политику обороны и безопасности в посмешище.
Том Сауэр, преподаватель международной политики в Университете Антверпен
___________________________
История о двух ракетах. . . со счастливым концом ("MSNBC", США)
Такой щит нам - пока - не нужен ("The New York Times", США)