К акциям, организованным перед парламентом 'Партией народа', 'Картули даси' ('Грузинская группа'), присоединились еще четыре партии: пенсионеров, 'Зеленые', 'Свобода' и политическая организация 'Мы сами'. Требования участников этих акций носят социально-демократический характер. Правда, лейбористам удалось на очень короткое время выдвинуть на акциях и политические лозунги. Они потребовали отставки Саакашвили и даже сожгли его чучело, заслужив сочувствие собравшихся. Но общего содержания акций это не изменило и бразды правления снова взяли в свои руки Багатурия и Давиташвили.
Джонди Багатурия в беседе с 'Джорджиан таймс' сказал, что акции - единственный способ повлиять на власть и вынудить правящую партию пойти на уступки. 'Никакой революции. Мы - не сторонники этого. Требование об отставке власти на наших акциях пока не стоит. Лейбористы такое требование выдвигают уже третий год. Мы только потому не отказали им в участии в наших акциях, чтобы содействовать объединению партий', - говорит Багатурия.
Лидер 'Картули даси' категорически отрицает какую-либо связь бывшего министра обороны Ираклия Окруашвили с этими акциями. По его словам , было бы неплохо, чтоб Окруашвили стоял за ними, но это не так. 'Окруашвили - харизматическая фигура, но чем мы хуже него?', - считает Багатурия. Он уверяет, что эти шесть партий и сами прекрасно руководят акциями и действуют скоординировано. 'Никого не касается, откуда у нас появятся финансы, главное, чтобы они были законными. Придет время, и мы это обнародуем. Никаких связей с Ираклием Окруашвили у меня нет. Он - один из представителей Национального движения', - заявляет Багатурия.
Всякую связь с Окруашвили категорически отрицает и еще один организатор акций, председатель 'Партии народа' Коба Давиташвили. 'За этими акциями стоит грузинский народ. Я категорически исключаю участие Окруашвили. У меня нет никакой связи ни с ним, ни с Бадри Патаркацишвили. Протест, выраженный народом, нуждается не в финансировании, а в чувстве достоинства. Мы ждем, что соберутся достойные люди, а не жалкие трусы', - поясняет свою позицию Коба Давиташвили.
Несколько дней назад 'Джорджиан таймс' на основании определенной информации писала, что акциями, организованными Давиташвили и Багатурия, руководит бывший министр обороны Ираклий Окруашвили. Как и следовало ожидать, лидеры оппозиционных партий отрицают эту информацию, хотя понятно, что они не подтвердили бы свои связи с Окруашвили и Патаркацишвили.
По мнению политического эксперта Хатуны Лагазидзе, Давиташвили и Багатурия так же используют для акций тяжелый социальный фон, как в свое время Саакашвили использовал его против Шеварднадзе. Но разница между Саакашвили и этими двумя фигурами большая. В обществе накапливается энергия, происходит ее аккумуляция и ее направление на что-нибудь. Так произошло во время революции. Но сегодня общество не готово для того, чтобы эта энергия аккумулировалась и кто-то использовал ее для социального взрыва.
Уход Багатурия от лейбористов дает основание для любопытных выводов. Он (Багатурия) сумел тем самым увести от Нателашвили (лидер лейбористов - прим.) часть электората. В лице Багатурия и Давиташвили у Нателашвили появился конкурент. Они работают именно на тот электорат, на который годами работал Нателашвили. Политический эксперт считает, что электорат у лейбористов увели искусственно, а не так, как это сделал Саакашвили. Логика в том, что кто-то испугался электората Нателашвили и искусственно разделил его.
'Власть больше всего устраивает отключение мобильного электората. Даже при наличии серьезного социального фона все митинги, как правило, вознаграждаемы в финансовом отношении. Насколько это финансирование исходит от Окруашвили, информацией на этот счет я не располагаю. Участники акций пытаются аккумулировать отрицательную энергию, накопившуюся в обществе. Если Окруашвили действительно вышел на политическую арену, лучше всех этой заряженной энергией воспользуется именно он, а не Багатурия и Давиташвили', - утверждает Хатуна Лагазидзе.
В таком случае получается, что Окруашвили - дальновидный политтехнолог, что он чужими руками накаляет страсти. Эксперт не исключает и близких отношений между Окруашвили и Патаркацишвили, так как есть информация об их встречах в Лондоне.
'Имеется подтвержденная информация о том, что Окруашвили поддерживает с ним близкие отношения, и окружение Бадри Патаркацишвили примет активное участие в создании партии. Если все это исходит от одного режиссера, это очень умный шаг. Очень важно, когда именно Окруашвили выйдет на арену. Он не должен появиться ни раньше времени, чтобы не стать объектом удара, и ни позже, чтобы не опоздать со своей избирательной компанией.
В грузинской политике у Окруашвили больше всех харизмы. И если он, выступит на политической арене, наряду с патриотическими интересами, и с синтезом социальных требований интересов, сможет внести серьезную заявку в парламентские выборы', - считает Хатуна Лагазидзе.
По мнению политолога Рамаза Сакварелидзе, проводить акции имеет смысл, когда требования реальны, и власть ввиду этого может пойти на уступки. Требование отставки власти само по себе направлено на конфронтацию, поэтому вероятность уступок со стороны власти более реальна, если на акциях раздаются конкретные и выполнимые требования, как это имело место, к примеру, на митингах в связи с проблемами вокруг Дворца учащейся молодежи (его собирались отнять у молодежи и передать в другие руки - прим.). Тогда власть пошла навстречу требованиям участников акций. Сакварелидзе считает, что выдвижение социальных требований на акциях - дело профсоюзов. В этом случае появилось бы больше возможностей для решения таких проблем.
На фоне акций Рамаз Сакварелидзе считает реальным возращение Окруашвили в политику. По словам эксперта, в свое время и Саакашвили пришел к руководству таким же образом. Он хорошо использовал объективные недостатки власти Шеварднадзе. 'Но хорошей опорой для политика является не только недовольство в обществе. Должно быть и объективное основание. И если смена власти связана с объективным основанием, тогда недовольство легко использовать. Но если у Саакашвили по-прежнему самый высокий рейтинг и он пользуется также поддержкой иностранных партнеров, тогда невозможно отстранить власть, опираясь на одно только недовольство населения. Следует расшифровать, на какой именно основе возвращается в политику Окруашвили. Ведь в Грузии сам народ подходит осторожно к смене власти',- говорит Рамаз Сакварелидзе.
Представляет ли Окруашвили опасность для режима Саакашвили? По этому поводу Сакварелидзе заявляет, что Окруашвили лучше всех знает, как работает прокуратура, и велик шанс, что он будет противостоять власти именно по линии правоохранных органов.
В грузинской политике ничего скрытого нет. Багатурия и Давиташвили, как писала 'Джорджиан таймс', не смогут только своими ресурсами управлять акциями. Окруашвили активно появляется в разных регионах Грузии. Недавно в Гурии он был гостем Михаила Свимонишвили. Предположительно, бывший министр обороны серьезно готовится к возвращению в политику.