Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Со времени событий, развернувшихся вокруг Бронзового солдата, прошло больше месяца. Попыток объяснить и осмыслить случившееся было предпринято много: кто-то честно старался анализировать, кто-то передергивал факты, некоторые просто бредили

Со времени событий, развернувшихся вокруг Бронзового солдата, прошло больше месяца. Попыток объяснить и осмыслить случившееся было предпринято много: кто-то честно старался анализировать, кто-то передергивал факты, некоторые просто бредили.

В состояние телячьего восторга меня привел вывод, к которому одновременно пришло немалое количество людей, начиная с министра образования и науки Тыниса Лукаса и кончая простыми, но тоже очень толковыми смертными: русским школьникам надо лучше преподавать историю. И если им начать преподавать историю хорошо и правильно, то они не только прекратят безобразничать на улицах и поклоняться символам оккупации, но и самостоятельно станут отыскивать неподобающие могилки, разрывать их, а косточки - любовно складывать к ногам премьер-министра. А на немые вопросы в глазах соплеменников будут гордо отвечать словами из детской страшилки: 'Да, я ем трупы!'

Лично я особой связи между произошедшим и преподаванием истории не вижу: разве что знакомый историк поинтересовался, знаком ли мне шикарный термин ДЕМОКРАТУРА и велел использовать его в газете. Но это его уже сверхновая история ударила.

Если следовать логике призывающих улучшить и углУбить преподавание истории в русскоязычной школе во имя воспитания истинных патриотов, то нам придется сделать еще один вывод: все население Эстонии, получившее образование до 1991 года (то есть и сам министр образования Эстонии тоже), больше всего на свете любит советскую власть и руководящую роль коммунистической партии. А как иначе? - нас всех именно этому в школе учили. Если же кто-то все-таки не любит - то пусть задумается, почему с ним этот номер не прошел и почему, с его точки зрения, должен пройти с другими?

В свете минувших событий прозвучало много голосов наших эстонских сограждан, порой доброжелательных, - 'русские просто не понимают, и мы должны им объяснить'. Ох ты боже мой, да все мы понимаем, хватит уже, объяснили. Может быть, для разнообразия стоило бы выслушать и нас? Нас, у которых тоже есть чувства, среди которых - и собственного достоинства, есть своя национальная историческая память. Но нас слушать неинтересно хотя бы потому, что у нас нет убийственного аргумента 'это - Эстония'.

Обычно им заканчивают любой спор, когда остальные аргументы разбиваются об элементарную логику. А набор их невелик, и мы уже все выучили наизусть: 'языковое погружение полезно в детском саду, потому что детям будет легче в начальной школе', 'предметы на эстонском необходимы в начальной школе, потому что потом будет легче в основной', 'в основной школе надо побольше предметов на государственном языке, потому что впереди гимназия', 'в гимназии все должно быть на эстонском, потому что высшего образования на русском у нас нет', а нет его у нас потому, что 'это - Эстония'.

Ну и 'кое-что еще, и кое-что другое', сводящееся к тому, что 70 лет назад русские очень обидели эстонцев посредством своего русского Сталина и теперь у нас происходит торжество справедливости. И попробуй скажи в ответ, что по поводу 'русского' Сталина хорошо бы предъявлять претензии вовсе демократической Грузии, а России хотя бы ненароком бросить 'мерси' за Ленина, благодаря которому, в общем-то, эстонская государственность и состоялась - это будет неправильная история, совсем не та, которой нужно учить в школах детей. Почему? Да потому, что 'это - Эстония', а все остальное - российская пропаганда, науськивающая тех, кто правильной истории не знает.

Да здравствует демократура! Отрежьте телевизионные кабели, заглушите радио, отрубите нас от Интернета, начните охоту на ведьм - все это история уже знает, мы это проходили и в данном случае имеем дело с призывами лишь к вульгарному плагиату. Напишите еще три новых учебника истории - что это изменит, когда совсем недавно история происходила на наших глазах, на улицах нашего города? И ее уроки запомнятся надолго.

Во времена перестройки и поющей революции было очень популярно выражение 'забывший прошлое не имеет будущего'. Наверное, это так. Но будущего не имеет и тот, кто постоянно цепляется за прошлое и знать ничего не хочет, кроме своих старых обид и сведения счетов. Или, может быть, истерически вцепившиеся в былое всеми лапами и хвостом держатся за него так крепко просто потому, что будущего не видят и даже не в состоянии его вообразить? Вся их идеология построена на отрицании старого, но никак не на созидании...

Обида - вообще бесполезное чувство. Зато деструктивное. И заразное. Сейчас обиженными себя чувствуют многие русскоговорящие жители Эстонии. Законопослушные налогоплательщики, в жизни никого не репрессировавшие и не написавшие ни одного доноса на зажиточного соседа с ближнего хутора. Как далеко обида заведет их?

Но пока мы, русские и эстонцы, доверчиво садимся рядом в общественном транспорте, пока отважно спрашиваем друг у друга дорогу, пока фанеру в окнах оптимистически заменяют на стекла, не все еще потеряно. Сумеем ли мы не потерять то, что осталось, - зависит от нас всех. Но вряд ли от уроков истории в школе.

__________________________

Антироссийские страсти ("La Vanguardia", Испания)

Война нового типа для Эстонии и НАТО ("The Washington Post", США)