После развала Советского Союза новые независимые государства стали развиваться по разным политическим, экономическим и цивилизационным моделям. Это не могло не найти отражения на формировании национальных информационных полей. Корреспондент 'РВ' побеседовал об особенностях медиарынка Латвии, о влиянии на него информационных пространств Евросоюза и России с редактором отдела новостей и политики латвийской русскоязычной ежедневной газеты 'Телеграф' Александром Видякиным.
- Александр, не могли бы вы рассказать читателям 'Российских вестей' о латвийском медиарынке, его особенностях и структуре?
- Главная отличительная особенность латвийского медиарынка обусловлена существующим у нас двуязычием. Соответственно все СМИ делятся на русскоязычные и латышские.
На поле ежедневных изданий работают несколько ведущих игроков. Среди латышских газет - это в первую очередь Diena, Latvijas Avize и Neatkariga Rita Avize. На русскоязычном информационном пространстве - 'Вести сегодня', 'Час', 'Телеграф' и деловая газета 'Бизнес & Балтия'. Что примечательно - конкуренция на этом рынке идет не только между конкретными изданиями, но и между группами их финансовой поддержки. И в первую очередь, между СМИ, принадлежащими иностранному и национальному капиталу.
Так, газета Diena - ключевой игрок на информационном пространстве ежедневников, во многом определяющая и даже 'делающая' политику в стране, принадлежит иностранному капиталу, а именно шведской Bonnier Group. Хотя главную роль в управлении Diena играет ее главный редактор госпожа Сармите Элерте, все-таки следует признать наличие влияния на ведущую газету страны со стороны шведского капитала.
Latvijas Avize и Neatkariga Rita Avize контролируются ближайшим окружением мэра Вентспилса Айваром Лембергсом, который, кстати, уже больше месяца содержится в тюрьме и обвиняется по целому ряду финансовых преступлений. Эти две газеты принадлежат национальному капиталу, что главным образом и определяет противостояние по линии Diena, с одной стороны, и Latvijas Avize и Neatkariga Rita Avize, с другой стороны. Представители и того и другого издания активно отстаивают свою идеологию и свою систему ценностей.
Что касается русской прессы - на этом рынке существует три главных игрока: издательский дом Petit, которому принадлежит 'Час', издательский дом Fenster, выпускающий 'Вести сегодня', и издательство Belokon Holding, которому принадлежит 'Телеграф'. Следует особо подчеркнуть, что вся русская пресса контролируется национальным капиталом.
Каждое русскоязычное издание занимает на рынке свою нишу. 'Вести сегодня' имеет имидж 'народной газеты' для широкого круга читателей. И по тиражу она является лидером на рынке. Газета же 'Час' ориентируется на более, если так можно сказать, 'продвинутую' аудиторию. В частности, на русскоязычную интеллигенцию и средний класс. 'Телеграф' выбирают люди из разных аудиторий, но так сложилось, что среди наших читателей много представителей 'премиум - класса', лидеров мнений, средний и малый бизнес, класс собственников. 'Телеграф' также читают очень много латышей как из официальных, так и коммерческих структур.
Любопытно, что в последнее время на латвийский медиарынок стали обращать внимание 'сильные мира сего'. И это в первую очередь связано с ролью Латвии как ключевой страны Прибалтики. Совсем недавно каналы латвийского телевидения LNT и TV-5 были приобретены медиамагнатом Рупертом Мердоком. По мнению экспертов, приход такого 'кита' информационного бизнеса обусловлен именно геополитическим положением Латвии, а не возможностями местного, в общем-то не очень большого рынка.
Говоря о телевидении в целом, можно отметить, что на этом рынке работают несколько ключевых игроков. Это ведущий коммерческий канал LNT, государственное телевидение - каналы LTV-1 и LTV-7, шведский канал Viasat - TV-3 на латышском языке и Viasat - TV-3 plus с русской сеткой вещания. Надо упомянуть еще и TV-5, который вместе с LNT перешел в собственность Мердока. Следует отметить, что, по всей видимости, TV-5 в будущем будет ориентирован на вещание на русском языке для латвийской аудитории.
Сейчас в Латвии активно развиваются и Интернет-СМИ. В последнее время наблюдается тенденция резкого увеличения числа посетителей информационных сайтов и порталов. На этом рынке существует много игроков. Но как и везде есть свои лидеры. Абсолютной доминантой является портал Delfi.lv. Он работает в сфере ежедневных новостей и является мощным конкурентом печатных СМИ. По некоторым сведениям, через несколько месяцев возможно появление в Латвии на этом рынке еще одного мощного игрока.
- Какие латышско- и русскоязычные СМИ являются основными ньюсмейкерами? Какие существуют приоритеты в новостной и информационной политике? Что больше всего интересует латвийского читателя?
- Повторюсь, что Латвия по своей сути двуязычное государство. Правильнее даже сказать - двухобщинное. Хотя официальным властям это определение и не нравится. Но несмотря на то, что латышский истеблишмент упорно не желает признавать сей факт, он существует. Соответственно, есть русские и латышские СМИ, которые формируют русскоязычное и латышское информационные пространство. И эти два пространства практически не пересекаются.
Но, безусловно, существуют ньюсмейкеры, которые оказывают влияние на обе общины. И здесь необходимо снова поставить на первое место опять же газету Diena. Она активно влияет на политический контекст. И даже модулирует происходящие в латвийском обществе процессы. Наиболее наглядно это было заметно на примере недавно развернутой Diena политической и информационной компанией против избрания Валдиса Залтерса на пост президента Латвии. Несмотря на то, что Залтерс все-таки стал президентом, газете Diena удалось сформировать о нем общественное мнение как о взяточнике. И это представление уже трудно изменить.
Хотелось бы отметить, что и газета 'Телеграф' старается также работать в информационном поле обеих общин, не замыкаясь только в русскоязычном пространстве. Можно сказать, что мы пытаемся соединять несоединимое.
Надо отдать должное государственному телевидению, которое является одним из главных ньюсмейкеров. При этом телевидение достаточно остро критикует правительство, даже несмотря на то, что находится под надзором Национальной службы телевидения и радиовещания. А последняя формируется в том числе и правящей коалицией.
Кстати, говоря о государственном телевидении, следует отметить, что LTV входит в так называемую 'линию Сороса' - под которой в Латвии подразумевают СМИ, проводящие схожую с Фондом Сороса редакционную политику. Помимо LTV к ним относятся Diena и ряд Интернет-порталов, непосредственно финансируемых Фондом Сороса.
На первом месте среди информационных приоритетов латвийских СМИ, как латышских, так и русскоязычных, находится местная политическая кухня. Международные новости стоят на втором плане. Это объясняется локальностью латвийской политической сцены, на которой все друг друга знают. И поэтому внутренние 'варки' всем интересны. Также латвийскими читателями востребованы статьи о деятельности местных самоуправлений. Что происходит в рижской думе, в самоуправлениях Юрмалы или Даугавпилса? Что касается международных новостей, то приоритетностью пользуются только некие экстраординарные и очень значимые события. А так обычно первая полоса - это чисто внутренняя политика.
Русскоязычную общину особенно интересует все, что связано с Россией, ее внутренней и внешней политикой. Это и понятно. Все мы 'болеем' за эту страну. Русская пресса очень внимательно следит и за приезжающими в Латвию из России бизнесменами, политиками, чиновниками и журналистами. Но здесь стоит отметить значимый момент - латвийская аудитория находится на перекрестке информационных потоков как с Востока, так и с Запада. И мы можем сравнивать различные точки зрения на происходящие в России события.
В латышских СМИ существует больший, нежели в русскоязычных, акцент на внутренней политике. Даже, наверное, несколько чрезмерный. Настолько СМИ политизированы, что сами латыши говорят - скучно читать только про одну политику. Возвращаясь к русскоязычным средствам массовой информации, надо оговориться, что в освещении внутренней политики особое внимание уделяется партиям и организациям, защищающим права национальных меньшинств.
- Вот уже три года, как Латвия вступила в Евросоюз. Но насколько латвийское информационное поле интегрировалось в медиапространство ЕС? И состоялось ли это присоединение?
- Скажем честно, пока нет. Более того, латвийский читатель практически не интересуется внутренней кухней Евросоюза и не отслеживает нюансы политической жизни ЕС. Соответственно, латвийская пресса уделяет не очень большое внимание этим вопросам. Мы, с одной стороны, входим в Евросоюз, но как-то не слишком близко к сердцу принимаем решения ЕС. Именно поэтому мы в 'Телеграфе' одними из первых создали специальный 'евроотдел', который должен освещать события в Еврокомиссии, Европарламенте и других евроинститутах.
Самое интересное, что Европа больше интересуется Латвией, чем мы Европой. Европейские инстанции постоянно проводят различного рода семинары, мероприятия, на которые приглашают журналистскую братию. Брюссель хочет знать, как мы относимся к Европе. Как происходит интеграция Латвии в Евросоюз. В Риге действует информационный центр ЕС, который нас, то есть СМИ, просто 'бомбардирует' сообщениями о жизни европространства. Но у нас, в Латвии, дела ЕС интересуют слишком узкий круг лиц.
Хотя, возможно, вследствие продолжающейся экспансии зарубежного капитала на латвийский медиарынок положение вещей и изменится. Ведь СМИ формируют потребности. Будет сформирован и интерес к европейским событиям.
- Существует ли присутствие в Латвии российских электронных, Интернет- и печатных СМИ? И насколько оно значимо?
- В Латвии очень внимательно следят в первую очередь за российскими электронными и Интернет-СМИ. Мы с интересом мониторим российское Интернет-пространство.
Гигантское влияние имеет, конечно же, российское телевидение. В Латвии работает представительство ОРТ в виде Первого Балтийского канала. Но хотелось бы отметить, что это не российский, а национальный капитал. И работу Первого Балтийского организуют местные бизнесмены. Принадлежащих же российскому капиталу СМИ в Латвии нет. Кстати, у латвийских властей присутствует достаточно негативное отношение к возможности проникновения россиян на медиарынок.
Интерес к российским печатным изданиям есть, но он ограничен в основном газетами и журналами аналитического и экспертного характера. Периодику выписывают в основном бизнесмены. Кстати, как русские, так и латыши.
Думаю, что перспективы у российских СМИ в Латвии есть. И будет жалко, если Россия упустит латвийский медиарынок.
Беседовал - Дмитрий Ермолаев
____________________________________
Действительно ли альянс с США мешает Латвии совершенствовать демократию? ("Neatkarigas Rita Avize", Латвия)
Латвия на грани ("The Financial Times", Великобритания)