В начале 20 века Питирим Сорокин писал, что 'падение режима - обычно результат не столько усилий революционеров, сколько бессилия и неспособности к созидательной работе самого режима'. На минувшей неделе квинтэссенцией бессилия государства стало убийство 5 июня директора радиорынка 'Караевы дачи' Геннадия Супруненко. Точнее говоря, даже не само убийство, а тот способ, которым оно было осуществлено - средь бела дня, в рабочем кабинете и при нескольких свидетелях. Символично, что оно произошло в один день с очередным указом Президента Украины о перевыборах в парламент, который, не смотря на множество юридических нюансов, фактически зафиксировал начало электоральной кампании.
Убийство бизнесмена и указ фиксируют ускоряющуюся деконструкцую власти, которую катализируют все без исключения ведущие политигроки. 'Измельчание социальных интересов до интересов отдельных групп, примат фракционных интересов над общеклассовыми, эгоистических классовых целей над общенациональными ознаменовалось величайшим социальным распадом', - приблизительно так, спустя десятилетия историки будут писать об Украине начала XXI века.
Масштаб мышления определяет использование государственного ресурса
В принципе, ничего нового не происходит. Подобная матрица уже была в истории Украины, причем не раз и даже не два. Из недавнего прошлого можно вспомнить времена между Февральской и Октябрьское революциями 1917 года. Как и сейчас, тогда у власти оказались люди, чей масштаб не соответствовал тем вызовам, перед которыми оказалось государство и общество. Масштаб мышления определяет использование государственного ресурса. В одном случае - для формирования ситуации в своей стране. В другом случае - для приспособления под кем-то созданную ситуацию. Отсутствие масштаба исключает крупные дела. Человек способен действовать только в границах своего понимания. С обычным мышлением нельзя оперировать большими категориями. Нравственные качества здесь не имеют значения. Честные и нечестные люди одинаково быстро запустят разрушительные процессы, если масштаб их мысли мал. Самое печальное, что они этого даже не поймут.
Как пишут безымянные авторы политического бестселлера 'Проект Россия': 'Когда 'взрослых' нет, глобальными процессами никто не управляет. Всем на все наплевать, никто не осознает размеров надвигающейся опасности. Наиболее активные и умные 'дети' пробиваются к ресурсам страны и используют их сообразно своей шкале ценностей. Посмотрите на большинство чиновников. Разве они заботятся о благосостоянии страны и народа? Конечно, нет. Власть ими понимается не как власть отца, где благо семьи превыше всего, а как возможность за счет абстрактного общества приобрести себе новые 'игрушки'. Посмотрите, как миллиардеры распоряжаются ресурсом. Они ведут себя как мальчики, которым доверили бюджет детсада. Яхты покупают, дворцы, спортивные клубы. Как пятилетние мальчики не могут тратить бюджет на отопление детсада, так и пятидесятилетние мальчики не могут тратить ресурс на благо общества. Не потому, что не хотят, а потому, что они маленькие. Любой ресурс будет пониматься ими как возможность купить 'игрушки' и 'конфеты'. Ни пятилетние, ни пятидесятилетние не поймут, что своими действиями они разрушают общество. Они просто не мыслят такими категориями'.
Эти слова, сказанные в отношении российского истеблишмента, в одинаковой мере актуальны для украинских политиков. Большинство политических игроков не понимают масштаб процессов, которые они сами же и запустили, начиная с 2004 года. Словно в романе Гессе они судорожно перебирают 'бисер законов' в этой имеющей только для них самих какой-то смысл игре.
Всеобщий волюнтаризм власти и оппозиции способствовал тому, что Конституция просто разлетелась вдребезги. Как итог, сейчас в Украине нет легитимной Верховной рады, нет Конституционного суда, нет прокуратуры, нет силовых органов. Есть борьба нескольких групп феодало-олигархов по поводу распределения ресурса оставшегося после ухода Суверена (Кучмы). Есть молодая буржуазия, впадающая в апатию от происходящего и зажатая в тиски между неуемными аппетитами крупного капитала и люмпен-классов. Наконец, есть люмпен-классы, жизнь которых совсем уже по марксистки становится все хуже и хуже, в то время как образы рекламного счастья, непрерывным потоком льющиеся с телевизионных экранов, вызывают все большие позывы к справедливому переделу 'несправедливого награбленного'.
Сценариев дальнейшего развития ситуации может быть три:
По первому, возникнет сговор между ФПГ, в основу которого будет положено создание широкой коалиции на основе союза Партии регионов и 'Нашей Украины'. Об этом мы уже говорили ранее. В пользу этого сценария указывает информация о том, что Ахметов и Ехануров совместно начали подготовку нового политпроекта для Востока Украины. Эту информацию нам подтвердили несколько источников в Партии регионов и 'НУ'. Однако, очевидно, что этот проект не будет главным для предстоящей кампании, поскольку он еще не раскручен и не способнее решить проблему вывода из большой политики 'деструктивных' фигур - Мороза, Януковича и Тимошенко. Скорее всего, здесь можно увидеть черты новой политической конфигурации, в случае если Ющенко и Ахметову удастся стабилизировать цепную реакцию разложения власти.
Второй сценарий, можно условно назвать 'испанским' по аналогии с алгоритмом развития ситуации в Испании в 30-е годы прошлого века. Там маятник противостояния левых и анархистов против консерваторов шатался то в одну, то в другую сторону с 1931 по 1936 год. В конечном итоге государственной система была полностью демонтирована и армия во главе с генералом Франко попыталась наложить вето-переворот. Это обернулось гражданской войной, которая окончилась победой франкистов в 1939 году. 2 млн. республиканцев эмигрировали во Францию. Существенным отличием Украины, является отсутствие армии как самостоятельного института способного осуществить модернизацию, либо законсервировать ситуацию как в Испании. Поэтому, стабилизационная инициатива может идти скорее от постпомаранчевой политической силы (она не будет привязана ни к синему лагерю, ни к оранжевому) во главе с харизматичным лидером или лидерами.
Третий сценарий - это сползание Украины к молдово-косовскому варианту, т.е. превращение в такую серую зону Восточной Европы. Слабоуправляемое, неструктурированное образование с формальными признаками независимого государства. Он будет актуален, если не будет достигнут консенсус между элитами или же в стране не появится массовая политическая сила во главе с харизматическим лидером из посторанжевой формации.
Отравленная атмосфера перевыборов в парламент, несомненно, даст такие же отравленные плоды
Сейчас же можно констатировать, что отравленная атмосфера перевыборов в парламент, несомненно, даст такие же отравленные плоды. Учитывая, что играть 'на манеже' будут все те же, а грань между ними уже давно неотчетлива, в ход пойдет все, что будет привлекать внимание обывателя, уставшего от бесконечного 'политического Дома-2'.
В обществе очень сильно снизился 'болевой порог', банальной взяткой даже высокопоставленного чиновника уже никого не удивишь. Поэтому, зрелище должно быть максимально насыщенным экстраординарными, драматическими событиями. Поэтому, начавшаяся весной эксплуатация экстрим-технологий (крушение поездов, слухи об авариях на АЭС, взрывы газопроводов) во время избирательной кампании получит логическое продолжение. Радикализация ситуации требует радикализированных героев, а также жертв, чьи страдания будут подыгрывать интерес избирателя.
Во всяком случае, социалисты свою кампанию выстраивают именно на образе 'настоящего мужика' министра внутренних дел Василия Цушко, который, пострадал, 'защищая правду и Конституцию'. Пока спикер Александр Мороз умело топит попытки оппозиции избавиться от депутатских билетов в Верховной Раде, в регионах и Киеве полным ходом идет черная информационная кампания 'Кто отравил Цушко?'.
Правда, не факт, что эти усилия окажутся пустыми. По Киеву ходят слухи, что Цушко хотят взять в свой список регионалы, которые увидели в этой персоне харизматика, способного принести дополнительные проценты на выборах. Учитывая, призрачность шансов социалистов попасть в ВР самостоятельно совсем не факт, что Василий Петрович откажется от привлекательного предложения Партии регионов.
От социалистов не отстает и оппозиция, на лидеров которой с регулярностью, достойной лучшего применения, готовятся покушения на убийство. Однако, основной упор оппозиция будет делать на обыгрывание темы об отмене депутатской неприкосновенности и вообще укрощении парламента. Первую тему вбросил лично Виктор Ющенко и ее начали раскручивать лидеры оппозиции. А вот лидер 'Народной Самообороны' Юрий Луценко пошел еще дальше и выступает с предложением сократить каденцию ВР до трех лет. Это предложение выглядит целиком логично с точки зрения стратегической линии на демонтаж органов власти, которую неосознанно придерживаются практически все политические игроки. Ведь, чем чаще будет меняться власть, тем более нестабильной и не стратегическим будет ее характер. Задумывался ли об этом Луценко?
С Луценко также связана еще одна интрига, которая стала просматриваться на минувшей неделе. Скачок рейтинга 'НС' (в основном аз счет поездок лидера по регионах и ТВ-рекламы) стал настолько пугать 'Нашу Украину', что в НУ стали рассматривать проект 'НС' как конкурирующий. Поэтому, с Банковой Луценко стали настойчиво предлагать объединится в один блок название (Союз демократических сил), которого послужило основание для первой ссоры. Самое главное, что Луценко не спешит объединяться, поскольку понимает, что усилия вложенные раскрутку бренда 'НС', могут пойти прахом, как только он войдет в блок с 'Нашей Украиной'. Ведь блокирование партий есть признак слабости, что и доказал 'Нашей Украине' на минувшей неделе Анатолий Кинах, который через членов Партии промышленников и предпринимателей заблокировал роспуск фракции 'НУ' в парламенте.
В свою очередь БЮТ проводит активную подготовку к выборам путем наведения дисциплины в своих рядах. Между региональными ячейками разгорелась нешуточная борьба относительно раздела бюджета на проведение избирательной кампании, что привело к многочисленным скандалам и ссорам.
Партия регионов, судя по анонсам замглавы фракции ПРУ Бориса Колесникова, во время кампании сделает ставку старые проверенные мессиджи - русский язык, не вступление в НАТО и мифологию о людях, которые 'не обещают, а делают'. Регионалы уже четко настроены на выборы и, как сказал тот же Колесников, 'обращения в суд (по поводу третьего Указа Президента о выборах 30 сентября - прим. автора) могут быть, но, по сути, они бессмысленны, поскольку 1 августа президент подпишет еще один указ, который будет абсолютно легитимен, и 30 сентября пройдут выборы, на которых победит Партия регионов и сформирует правительство'.
Наконец, КПУ, пытающаяся провести собственный ребрендинг путем выдвижения на первый план молодежь в регионах и в центре (Голуб), на предстоящих выборах будет позиционировать себя как силу, которая последовательно отстаивает интересы избирателей, в том чисел союз с Россией, борется с олигархами (главным образом 'оранжевыми'). Ход кампании КПУ будет зависеть и от обещаний Партии регионов дала им перед выборами относительно будущей коалиции. По сути, коммунисты будут выполнять роль технологического сателлита регионалов (как и СПУ), которые могут себе позволить говорить в отношении Президента то, что у них на уме. Однако, в случае создания широкой коалиции Компартия скорее всего окажется не удел.
В любом случае, и наблюдатели, уставшие от политической возни, и сами политики понимают, что перевыборы в Раду не поставят окончательную точку в разрешении ключевых проблем. Скорее наоборот, они только усугубят все скрытые пороки украинской республики.
Юрий Романенко, директор Центра прикладной политики 'Стратагема'
Мониторинг: читатель ИноСМИ - Hayate