Если Буш примет предложение Путина делиться информацией РЛС в Азербайджане, можно будет сказать, что 'холодная война' действительно закончилась
В прошлом году, когда проходил саммит 'большой восьмерки' в Санкт-Петербурге, я назвал Путина 'Владимир Удачливый' - из-за того, что его пребывание у власти совпало с ростом нефтяных цен, подпитывающих экономический бум в России. Однако после того, как он затмил всех на встрече 'восьмерки' в Германии на прошлой неделе, российский президент явно заслужил новое прозвище: Владимир - мастер сюрпризов.
Всего месяц назад он сравнивал США с нацистской Германией, утверждая, что наибольшая опасность для всего мира исходит из Вашингтона. Последние три месяца из Москвы все громче звучали угрозы, достигнув крещендо на путинской пресс-конференции в Москве накануне саммита. Его заявление о том, что российские ракеты будут нацелены на Европу, если США продолжат осуществление плана по размещению радара и ракет-перехватчиков в Чешской Республике и Польше, буквально ошеломило всех.
И вдруг в четверг, на встрече 'восьмерки', он предложил делиться с американцами информацией о ракетных пусках, фиксируемых радиолокационной станцией, построенной в Азербайджане еще в советские времена. Это по сути означает сотрудничество того же уровня, что существует у нас с ближайшими союзниками. Что же происходит?
Несомненно, Путин питает слабость к драматическим эффектам. Если он в последний раз участвует в саммите 'восьмерки' в качестве главы государства - а скорее всего, так и будет, поскольку его президентский срок заканчивается будущей весной - Путину удалось сделать так, чтобы его уход со сцены запомнился надолго. Однако это предложение - не просто театральный жест. В тактическом плане оно просто гениально - и выигрышно для него при любом результате.
Но в чем заключаются истинные намерения российского президента. Он просто устраивает 'короткое замыкание' в цепи реализации американских планов по размещению системы ПРО в Европе, или всерьез настроен на сотрудничество с США и нашими европейскими союзниками, способное радикально перекроить геополитическую карту Евразии?
Российскому президенту как минимум удалось сорвать игру администрации президента Буша и перечеркнуть все прежние политические расчеты, строившиеся в Европе в связи с планами развертывания элементов ПРО. Пока еще рано говорить, предпринимает ли он стратегический гамбит исторического масштаба, но мы несомненно узнаем это к моменту встречи Путина с Бушем, которая состоится через три неделим в Кеннебанкпорте.
Возможно то, что я рос в солнечной Калифорнии, делает меня неисправимым оптимистом; впрочем, это не единственная причина, но которой я склонен считать, что Путин настроен всерьез. Во-первых, на мой взгляд, он не хочет войти в историю как лидер, при котором отношения между США и Россией пошли под откос. Я знаю, что этого не желает и Буш: в этом - один из важнейших мотивов, по которым два президента неожиданно решили встретиться этим летом в штате Мэн. Однако, чтобы на этой встрече им удалось развернуть американо-российские отношения в позитивном направлении после долгого спада, необходим радикальный 'прорыв' по какому-либо вопросу. Сотрудничество в сфере противоракетной обороны несомненно отвечает этому требованию.
Во вторых, мы уже чуть ли не 15 лет обсуждаем с русскими вопрос об обмене информацией о ракетных пусках, а в 2000 г. даже заключили важное соглашение о создании в Москве Совместного центра обмена данными, однако его реализация задерживается по юридическим и политическим причинам. В 2001 г. Путин и Буш договорились изучить вопрос о сотрудничестве в области ПРО, однако из-за изменения наших приоритетов после 11 сентября, и других факторов эта идея была положена под сукно. Таким образом путинское предложение прозвучало не совсем как 'гром с ясного неба': оно имеет серьезную предысторию.
Конечно, на пути его реализации существуют значительные препятствия. Во-первых, расположенная в Азербайджане РЛС по техническим характеристикам отличается от радара Х-диапазона, который мы намеревались разместить в Чешской Республике. Возникнет целый ряд технических и юридических сложностей, но главная проблема сводится к уровню доверия и политической ситуации. Сегодня российские и американские политические и военные элиты недостаточно доверяют друг другу, чтобы буквально в одночасье перейти к тем формам сотрудничества, что существуют лишь между ближайшими союзниками.
Буш и Путин не первый год заверяют нас, что 'холодная война' закончилась; теперь у них появилась возможность нагляднейшим образом доказать справедливость этих утверждений.
Если им удастся проявить достаточную политическую волю, чтобы преодолеть все трудности, они внесут большой вклад в обеспечение международной безопасности и смогут изменить к лучшему неоднозначные итоги своей деятельности. Готов поспорить, что путинских друзей в Тегеране и, в меньшей степени, в Пекине, такой оборот событий явно не устраивает.
Как бы то ни было, я снимаю шляпу перед Путиным хотя бы за то, что благодаря ему мой телефон сегодня разрывается от звонков: все хотят знать, что происходит. Что ж, если честно, как и в большинстве случаев, когда речь идет об идеях, родившихся в Кремле, я не знаю точного ответа. И не верьте тем, кто будет уверять, что им все понятно!
Эндрю Качинс - руководитель программы по изучению России и Евразии вашингтонского Центра стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies)
___________________________
Выкажите России уважение ("Christian Science Monitor", США)
Враг ли нам Россия? ("Slate", США)