Бертран Бади (Bertrand Badie)
Профессор парижского Института политических исследований (Institut d'etudes politiques). Защитил докторскую диссертацию в области политических наук при парижском Институте политических исследований. Является специалистом в области международных отношений. Курирует данное направление в парижском Институте политических исследований. Был директором издательского дома Presses de Sciences Po Института политических исследований (1994 - 2003), а также директором Центра Ротари международных исследований о мире и урегулировании конфликтов (2001 - 2005).
В статье 'Опасное стремление видеть в России врага' (La Croix, 30.05) Б.Бади анализирует роль и место России и НАТО в современных международных отношениях. Автор считает, что с 1989 года России пришлось расстаться со статусом сверхдержавы. При этом страна озабочена 'поддержанием видимости своего международного авторитета, чтобы компенсировать неуверенность внутреннего политического курса'. В таких условиях политика российских партнеров, которая 'всегда была неоднозначной' по отношению к России, теперь становится 'нереалистичной, неуклюжей и опасной'.
После роспуска Варшавского договора, пишет Б.Бади, должен был последовать и роспуск НАТО, чего, однако, не случилось. Напротив, Альянс двинулся на Восток. При этом, чтобы как-то оправдать факт своего существования, НАТО оказалось вынужденным заниматься тем, что 'ее не касалось': Косово, Афганистан, Ирак, а в будущем, вероятно, Палестина, Судан... Аналитик отмечает тенденцию опасного превращения НАТО в некий образ 'западного ООН'. В результате получится клуб 'презентабельных наций' или 'верных друзей Вашингтона'. При этом одной из целей такого превращения является возможность обойтись без 'услуг России'.
Б.Бади полагает, что НАТО необходимо, чтобы успешно завершить свою 'мутацию', показать, что угроза для Запада продолжает существовать. В результате появляется инициатива ПРО, которая возвращает НАТО смысл его существования. Однако Россию, по мнению автора, сложно будет убедить в том, что речь идет лишь о защите Европы от нападения со стороны Ирана или КНДР.
Делается вывод, что от подобной политики 'создания врага', выиграют прежде всего те, кто в Таллине или Варшаве мечтает о мести; те, кто в Вашингтоне мечтает о старом добром времени, когда враг делал их популярными или даже необходимыми; те, кто в Москве испытывают ностальгию по мировому могуществу, не сумев решить внутренние проблемы. 'Подумаем о Европе, которую они нам готовят', - призывает в завершении Б.Бади.