Известный российский тележурналист, автор и ведущий программы "Судите сами" и главный редактор журнала Смысл Максим ШЕВЧЕНКО приезжал в Ригу на Балтийский форум. Его авторская программа на Первом канале отличается выбором самых острых тем и яростной полемичностью. Как убедился Телеграф, во многом благодаря темпераменту самого автора.
Хорошая милиция и плохая полиция
- Вы недавно сделали программу об эстонских событиях. Похоже, действия эстонской полиции у вас вызвали больше эмоций, чем разгон российским ОМОНом "Марша несогласных". . .
- Конечно, события в Москве и Санкт-Петербурге были не очень приятными для россиян. Но тот беспредел, который происходил в Эстонии, когда полиция травила газами, стреляла и даже убила человека - это вообще ни во что не укладывается.
- Но до сих пор не известно, кто убил, идет следствие. Ясно лишь, что была драка, поножовщина. . .
- Какая разница! Человек погиб. Понятно, что это были столкновения между молодыми людьми на национальной почве. И в этой драке был убит гражданин России. Возможно, это действительно какие-то хулиганские действия. Но ведь и негров убивают иногда не потому, что они - негры. Так вот, эстонская полиция поступила настолько жестко, что я в России такого просто не припомню. У нас газы не использовали против людей с 1990-го года. Когда против Демсоюза на Пушкинской площади еще при Горбачеве применили газы, так об этом Сахаров кричал на весь мир. Это было нечто! А в Европе, как мы видим, это вообще обычное дело.
- Ну да, лучше у Каспарова отнять билет и не пустить его на саммит. . .
- О! Это страшное преступление! Наверное, лучше, если бы Каспарова газом траванули. . .
- И все же журналистам лучше опираться на факты, а не на эмоции. Иначе, согласитесь, мы просто разжигаем страсти. . .
- Но мы уже поняли, что события в Эстонии - нормальное явление для Европы. Честь и хвала Татьяне Жданок, которая боролась против этого. Но Европа считает, что все это в порядке вещей. Наоборот, Европарламент даже выразил поддержку правительству Эстонии. Ну а борьба с советской оккупацией ценой перенесения праха 19-летней девочки Елены Варшавской, погибшей от пули снайпера на территории Эстонии, - это нормально. . .
Во всем виноваты секретари
- Меня настораживает то, что в России так агрессивно-однозначно оценивают эстонские события. Не говорят, что памятник и захоронения хотели не уничтожить, а перенести. Что говорилось об этом давно, и российские власти могли предложить свой сценарий. Другое дело, что все произошло накануне 9 Мая. . .
- Если бы нам сразу сказали: мы просто хотим перенести прах погибших солдат из центра города, с Тынисмяги, на воинское кладбище, тогда не было бы никакого возмущения. Но слова-то были другие произнесены. Они сказали: это оккупанты, и оккупанты не будут лежать в центре города. Это было сказано на высоком политическом уровне. И если это оккупанты, тогда я поддерживаю такую оккупацию.
Арнольд Мери, Герой Советского Союза, рассказывал мне, как в 1944 году Эстонский стрелковый корпус полег в полном составе на Лужском рубеже, защищая Ленинград. Через две недели боев от корпуса в 5 тысяч человек в живых осталось только 600. Если мы назовем оккупантами этих эстонцев, тогда получается, что эстонцы сами себя оккупировали. И тогда можно сколько угодно порочить имя Арнольда Мери - человека, который был 6 раз ранен и участвовал в таких боях, какие и не снились многим депутатам эстонского парламента, кстати, бывшим коммунистам и комсомольцам.
И мы прекрасно знаем, что инициаторами акции являются секретари комсомольских организаций. Я еще понимаю, если бы это были потомки эмигрантов. Но мы видим, что президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга ведет себя прилично. Хотя у нее гораздо больше поводов и оснований, чтобы обижаться.
- Максим, а как вам удается в своей программе дать высказаться абсолютно разным людям и не встать на чью-то одну позицию?
- А я встаю на позицию. Моя программа аналитическая, но она выражает точку зрения Максима Шевченко. У меня есть свои взгляды. Я много лет работал в Независимой газете, был на Кавказе во времена войны с чеченцами, был в Югославии, работал в Афганистане, на Ближнем Востоке - был военным корреспондентом. Моя специализация - этнические и национальные конфликты.
Вы знаете, журналистская позиция - это такая очень интересная вещь. Наверное, легко быть безапелляционным, если ты анализируешь фондовый рынок. Но когда ты сталкиваешься с людьми, которые свои судьбы и жизни кладут на алтарь идей, тут трудно остаться бесстрастным.
Интересы России важнее интересов компаний
- Как вы прогнозируете развитие отношений между Латвией и Россией?
- Для нас очень важным является вопрос о русском языке, о негражданах. Мы не можем смириться с тем, что у вас есть огромное количество людей, которые, на наш взгляд, подвергаются апартеиду и сегрегации.
- Но это на ваш взгляд. Изнутри-то все не так.
- Но если значительная часть населения лишена гражданских прав по той причине, что они не считают советский период оккупацией - а я знаю, что при сдаче экзамена на гражданство обязательно задают этот вопрос про оккупацию. . .
- Да что вы, я сама сдавала экзамен. . . Никто не задает такого вопроса. . .
- То есть легко сдать экзамен на гражданство?
- Не очень легко. Надо знать основы языка - это единственная проблема. Но никакой политической подоплеки в самом содержании экзаменов нет.
- А как же 600 тысяч неграждан?
- Во-первых, уже не 600, а 300. . .
- Ну 300. Я бы на месте латышей дал им гражданство. Чего боятся местные власти? Ведь получив русских лояльных граждан Латвии и Евросоюза, они только усилят позиции Латвии в России. Русские всегда были проводниками. А Латвия будет государством русского транзита. И в этом будет источник ее благосостояния.
- Так, судя по всему, сейчас российский транзит может сделать крен от Эстонии к Латвии?
- Я лично приложу все усилия, чтобы те бизнесмены, которые долгие годы блокировали политические мероприятия в отношении Эстонии - а мы в своем журнале недавно опубликовали их фамилии, - какими бы высокими они ни были, задумались об этом.
Я считаю, что никакой бизнес не может стоять выше политических интересов страны. А политические интересы России не в том, чтобы кто-то переводил деньги в оффшоры за счет транзита российского сырья через какие-то непонятные порты по каким-то непонятным соглашениям. Политические приоритеты страны, ее стратегические интересы, ее суверенитет важнее интересов отдельных компаний, отдельных олигархов и бизнесменов, которые прикрываются политическими мандатами.
- То есть вы думаете, что российский бизнес сейчас активнее пойдет в Латвию?
- Если сохранятся те процессы, которые произошли благодаря конструктивной позиции вашего президента, у которой, к сожалению, совсем скоро истекает срок полномочий. Мы с большим опасением смотрим, кто придет ей на смену. Благодаря мудрой политике вашего президента, которая, кстати, будучи гражданкой Канады, смогла переступить через исторические обиды и в итоге добиться для Латвии (единственной из стран Балтии) хороших отношений с Россией. И мы подписали договор о границе. Если и дальше все так пойдет, я лично не возражаю. Надеюсь, что курс на сохранение добрососедских отношений с Россией будет продолжен. Вот если бы еще и вопрос о статусе русского языка, который щемит сердце у россиян, был решен. . .
Русские восстания не поднимут
- А как вы предлагаете его решить?
- Разрешите русский язык как язык административного общения. Допустим, в Даугавпилсе. Создайте культурную автономию - там ведь живет большинство русских. Что, русские восстание поднимут, что ли? Да русские - одна из самых лояльных наций на земле. Национальный характер русских - быть частью системы, если это их устраивает. Они очень хорошо вписываются в любые общества. Русские устраивают восстания только против своего правительства.
Понимаете, чтобы наши отношения укрепились, должен происходить обоюдный процесс. Когда перестанут только от России требовать покаяния и стояния на коленях. Мы и не хотим воевать. Пусть с нами прекратят воевать. Мы открыли все границы в 91-м году, мы перед всеми покаялись и во всем раскаялись. Мы всем отдали во владение наши сырьевые ресурсы, транзит пустили через Таллин и Ригу. Мы даже все свои бабки в оффшоры переводили, в Россию ни копейки не попадало. Мы дали всем, кому только можно было что-то дать. И теперь от нас еще чего-то требовать?! Хватит! Это время кончилось. Время Путина - это время обретения национального достоинства страны.
- А что будет после Путина?
- После Путина будет продолжение политики Путина. Путин - это не только личностное начало. Путин - это коллективное мнение политической элиты страны. Путин - выразитель интересов достаточно большой и влиятельной группы людей. Рейтинг Единой России - 53%, по данным Левада-центра. А рейтинг президента просто зашкаливает. Если бы завтра на Украине Путин выставил свою кандидатуру на должность президента, он победил бы с таким отрывом, который Ющенко с Януковичем даже и не снился.
- Наверное, потому Россию и опасаются соседние страны?
- Народы Россию не опасаются. Опасаются группы элит, состоящие из бывших комсомольцев и коммунистов. Нормальные националисты - с ними гораздо проще договориться. Я не знаю, кем был Добелис в советское время, но с ним, по крайней мере, можно разговаривать, несмотря на его жесткую позицию. Есть платформа для переговоров. А с этими платформы нет, потому что веры им никакой нет.
Но главное - мы не можем допустить возрождения фашизма ни в какой форме. А с фашизмом можно бороться только одним способом. Сказать: давайте перестанем меряться носами, языками, цветом глаз. Давайте будем строить свободный демократический мир. Где люди не будут ущемлены, потому что у них другой цвет кожи или другой язык. Вот у нас раздаются голоса - кавказцы угрожают городам России. Так что же, будем теперь принимать законы против кавказцев?
А ведь были такие попытки. Это фашизм! Для нас нет разницы - законы против русских или против кавказцев. И те и другие угрожают кому-то. Но все кому-то угрожают на этой земле. Женщины угрожают мужчинам. А мужчины - женщинам. Люди, человечество - это вообще агрессивная среда. Но для того Господь и дал людям возможность и способность формировать этику, чтобы агрессивные люди - сексуально, этнически, этически - могли договариваться. Не надо превращать людей в зверей.
Да русские - одна из самых лояльных наций на земле. Национальный характер русских - быть частью системы, если это их устраивает. Они очень хорошо вписываются в любые общества. Русские устраивают восстания только против своего правительства.