Год назад 'Час' опубликовал интервью с директором Института проблем глобализации РФ Михаилом Делягиным, в котором он высказал свой прогноз развития России и исхода предстоящих в 2008 году выборов президента. Изменился ли его взгляд за это время?
Определенность повысилась
- Михаил Геннадьевич, год назад вы говорили, что на третий срок Путин не пойдет, но у власти останется. Вы по-прежнему так считаете?
- Степень определенности повысилась. Как и интенсивность внутриклановой борьбы в высших эшелонах российской власти. У нас есть группы т. н. либеральных фундаменталистов и разнородная группа силовиков. Основной ресурс первых - хорошие отношения с Западом. Понятно, что если у Путина будут с ним плохие отношения, то никакого президента Медведева не будет. И силовики, сконцентрировавшись на борьбе с ним, обеспечивают конфликт с Путиным, что мы и видим по вопросам западных журналистов.
Но есть и системный конфликт с Западом, потому что у России впервые за 20 лет появились свои интересы. Это во-первых. Во-вторых, обострилась борьба за энергоресурсы - их у России пытаются забрать за просто так. Есть и фундаментальная причина - непонимание друг друга. Русская бюрократия для европейцев выглядит дикой, а европейцы для россиян - лицемерными. И на это все наложилась игра одной из наших групп.
За год так и не появился преемник, который способен управлять страной или хотя бы обеспечить в ней стабильность. Поэтому я не вижу для нынешнего президента другого выхода, как, 'подзарядив батарейки', вернуться. А до этого времени он может, к примеру, занять пост председателя Конституционного суда или какой-нибудь еще.
- Вы упомянули борьбу кланов. Когда речь о них шла во времена Ельцина, то было понятно, что они ищут 'доступ к телу'. Но сейчас... Разве Путин принадлежит к какому-либо из них?
- Нет, он обеспечивает баланс между ними и устраивает оба клана. А любой их представитель, назначенный на его должность, означает разрушение сложившейся ситуации. Когда в 2004 году искали кандидата на пост премьера, была та же проблема. И назначили Фрадкова, который на тот момент был всего лишь представителем России в Евросоюзе.
Сейчас есть несколько независимых кандидатур на президентский пост. Думаю, что из них и будет сделан выбор. Но не из тех, кто на виду - Иванов, Медведев, Якунин, Нарышкин, Грызлов, Миронов...
- Так что же ждет Россию после выборов?
- После президентских выборов Россия сохранит стабильность. Нам все равно, хорошим будет президент или плохим. Главное - чтобы не было дестабилизации.
КПРФ придет к власти?
- Некоторые политологи считают, что в России уже началась и борьба за выборы в Госдуму, о чем, дескать, свидетельствуют аресты высокопоставленных чиновников. Вы согласны с этим?
- Кампания по борьбе с коррупцией не связана с предстоящими выборами в Госдуму. Она объясняется неопределенностью с преемником, перераспределением инвестиционных потоков. Поэтому стали зачищать так называемых внесистемных коррупционеров. Другими словами, происходит передел и концентрация коррупционного рынка.
- Год назад вы не исключили, что 'Единая Россия' с уходом Путина может распасться. А что будет с другими партиями?
- 'Единая Россия' не распадется - у нее слишком большая аппаратная инерция. Существуют разные планы относительно нее - вплоть до того, что в 2012 году она будет отодвинута на позиции бюрократической оппозиции, а партией власти станет 'Справедливая Россия'. Что касается ЛДПР, то она умирает, и я не уверен, что она попадет в думу.
КПРФ ведет свою игру. Она не борется за власть, а старается сохраниться и привлечь новые кадры, что принципиально важно. Главный ее вопрос - молодежь. Поразительно, но в данной ситуации Зюганов становится прогрессивным лидером. Он сможет сохранить КПРФ, которая вполне сможет прийти к власти где-то в 2016 году.
Россия на Латвию не давила
- Как вы оцениваете тот факт, что Латвия наконец-то подписала и ратифицировала договор о границе с Россией?
- Латвия сделала это сейчас не потому, что Россия на нее давила, и не потому, что вернулась в политику, а потому, что у вас в стране изменилась внутренняя политическая ситуация.
- Ряд латвийских и российских политиков критикуют РФ за то, что она ушла от пакетного решения вопросов, в том числе и о положении неграждан. Мол, людей обменяли на бизнес.
- В России не существовало государственной политики в отношении русских за рубежом. Этот вопрос отдавался на откуп отдельным крикунам. Что же касается обмена...
Латвия не является для России экономическим приоритетом. Здесь могут проявляться лишь интересы бизнесменов средней руки, которые никак не влияют на российскую политику. Даже с Эстонией работают российские бизнесмены на порядок более высокого уровня, чем в Латвии. Ведь почему не ввели санкции против Эстонии после недавних известных событий? Потому что там действительно есть интересы России.
- Как вы можете прокомментировать события в Эстонии?
- Правящий режим провоцирует Россию, потому что это единственный для него способ быть значимым для РФ. В Эстонии 250 тысяч граждан России, это самая большая колония за рубежом. И, по минимальной оценке, более 120 тысяч неграждан.
На момент распада СССР эстонцев было 60 процентов, и им никого не нужно было ассимилировать - они и так имели власть. Поэтому они просто занимаются подавлением. В этой стране возникло чудовищное северо-восточное гетто - Кохтла-Ярве, Нарва, Силамяэ и другие районы, где скрытая безработица достигает 50 процентов. Неэстонцы выдавливаются отовсюду и уезжают на северо-восток. Официальная статистика Эстонской Республики касается только граждан. Погромы в Таллине - это реакция на многолетние унижения.
___________________________
Путин-хулиган: ведет ли он Россию к фашизму? ("The Times", Великобритания)
Претендент на трон Путина - Сергей, который любит 'Битлз' ("The Times", Великобритания)