21 и 22 июня в Брюсселе пройдет саммит 27 стран ЕС. Главный вопрос повестки дня - евроконституция. Если в этом вопросе не будет достигнут прорыв, то 'Европу ожидают крайне серьезные последствия', полагает канцлер ФРГ Ангела Меркель.
Почему мы привели высказывание именно Меркель? Дело в том, что шестимесячный срок президентства Германии в ЕС заканчивается и саммит должен подвести итоги сделанного Берлином. Вот ФРГ и решила оставить по себе память как о стране, которой удалось сблизить позиции всех стран ЕС по самой сложной и живо- трепещущей проблеме, ведь, как известно, Франция и Нидерланды в 2005 году на референдумах проголосовали против принятия единой конституции.
Почему же Германия, а вместе с ней и новый президент Франции Николя Саркози настаивают на новой конституции, причем принять и ввести ее в действие, говорят Берлин и Париж, надо быстро - буквально до выборов в Европарламент в 2009 году. Дело в том, говорят они, что на мировой арене все заметнее влияние стремительно развивающихся Индии и Китая, да и позиции России становятся все прочнее, а конституция позволит повысить эффективность Евросоюза.
Для того чтобы решение по главному вопросу было принято, Берлин даже готов пойти на некоторые уступки. Например, готов изъять статью о единой символике ЕС, поскольку ряд государств усмотрели в ней угрозу своему национальному самосознанию.
А что же в конституции останется? Из основных положений стоит упомянуть следующие:
учредить постоянные посты президента (его будут избирать лидеры ЕС на 2,5 года с правом однократного переизбрания) и министра иностранных дел;
сократить состав Еврокомиссии (правительства сообщества) до двух третей от общего числа стран-членов;
сократить потолок в 750 депутатов для Европарламента.
Но главное - реформировать механизм принятия решений.
А вот тут возникают проблемы. И главная из них - Польша.
Сейчас в ЕС действуют сложная система, которая определяет, сколько голосов имеет страна, основываясь на демографических, экономических и других показателях. В результате вес Германии в ЕС (29 голосов, население 84,2 миллиона человек) сегодня оказывается практически равен весу Польши (27 голосов и 38,5 миллиона населения).
Берлин желает ввести принцип так называемого 'двойного большинства', при котором решение будет считаться принятым, если его поддержат не менее 55% стран (при нынешних 27 это будет 15 стран) и их совокупное население составит не менее 65% от всего сообщества. Блокировать меру смогут не менее четырех стран.
Польша же (кстати, единственная в ЕС) считает, что подобная реформа поставит ее в неблагоприятное положение. И предлагает систему, при которой вес каждой страны будет зависеть от численности населения (так называемая система квадратного корня из населения страны, при которой Польша получает 6 голосов, а Германия - 9). При этом ни на какие компромиссы поляки идти не желают, заявляя, едва ли не как кубинцы когда-то: квадратный корень или смерть.
Уговорить поляков пытались Швеция, Италия, Австрия, Эстония. Накануне саммита в Варшаву отправился глава испанского правительства Хосе Луис Родригес Сапатеро. Но все тщетно - Польша, если ее не послушают, готова наложить вето.
Это станет для Германии не только большим разочарованием - серьезным ударом. Ведь две проблемы, которые она планировала решить во время своего президентства, - начало переговоров с Россией по новому базовому соглашению, которое должно прийти на смену устаревшему Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, и реанимация конституционного процесса в ЕС, - окажутся не выполненными. И обе - по инициативе Польши.
Блэр напоследок обвинил Россию...
Уходящий со своего поста летом премьер-министр Великобритании Тони Блэр обвинил Россию в готовности использовать свои энергетические ресурсы для достижения политических целей.
В статье, опубликованной в The Times, он призывает британцев подумать, каким образом можно обеспечить энергетическую безопасность страны. Блэр, в частности, пишет: 'Если недостаточно всех изложенных выше доказательств, вот вам: теперь нам приходится иметь дело с такими странами, как Россия, готовая использовать свои энергетические ресурсы как политический инструмент. За последние десять лет я видел, как энергетическая политика превратилась из сравнительно тихой заводи в нечто, приобретающее стратегическую важность, которая может быть так же важна для будущего нашей страны, как и оборона'.
Британская пресса в последнее время отмечает, что характер взаимоотношений между Россией и Великобританией с этими обвинениями снизился практически до уровня 'холодной войны'.
...И Европарламент с ним солидарен
Вчера на пленарном заседании депутаты Европарламента приняли сообщение об экономических отношениях с Россией, в котором впервые открыто указали Москве на неприемлемую практику использования экономических инструментов для достижения внешнеполитических целей.
Европарламент выражает сожаление, что ЕС и Россия так и не смогли преодолеть кризис взаимного доверия, и предлагает России прекратить политизировать экономику и уважать независимость стран и частных организаций. В частности, принимая во внимание вступление России в ВТО, Европарламент предлагает Москве решить проблему дискриминационных железнодорожных тарифов, особенно в отношении Латвии и других стран Балтии.
Значительную роль в подготовке документа, который не имеет юридических последствий, но который отражает политическую волю депутатов Европарламента, сыграли страны - новички ЕС.
________________________
Европе надо вырваться из рыночной монопольной ловушки ("The Financial Times", Великобритания)
Польша 'готова погубить все', если не будут удовлетворены ее требования по системе голосования ("The Times", Великобритания)