Вряд ли соседи станут жаловаться, если какая-то семья установит у себя дома сигнализацию - особенно если она предлагает оборудовать такой системой все дома в квартале, ведь это великодушное предложение позволит защитить всех жителей от воров. Дружелюбные и законопослушные соседи сразу поймут, что все от этого только выиграют, а опасаться здесь нечего.
Что ж, администрация Буша хочет установить в Восточной Европе военный эквивалент такой системы сигнализации. Однако один из соседей устроил по этому поводу скандал.
Вот как обстоит дело: США хотят создать систему противоракетной обороны, включающую 10 ракет-перехватчиков, размещенных в Польше, и РЛС в Чешской Республике. Недавно президент Буш посетил обе страны, чтобы обсудить эти планы, и реакция их лидеров была позитивной. 'Конечно, мы обсудили размещение американских военных баз в нашей стране и соседней Польше, и, на мой взгляд, у нас с президентом Бушем нет разногласий по этому вопросу', - заявил журналистам чешский президент Вацлав Клаус.
Однако у лидера одной из соседних держав - российского президента Владимира Путина - возникли возражения. Идея противоракетного 'щита', предостерег он, ведет к 'безусловно назревающей новой гонке вооружений', и добавил: 'Если часть стратегического ядерного потенциала Соединенных Штатов оказывается в Европе, . . . у нас должны появиться новые цели в Европе'.
Ядерный потенциал? Цели? Довольно странные заявления, когда речь идет о программе, призванной защитить ряд стран от стратегических вооружений. И, кстати, сам Путин позднее, похоже, осознал изъяны своей позиции, заявив на прошлой неделе даже о готовности принять участие в создании этой оборонительной системы.
Сотрудничество со стороны России можно было бы только приветствовать как свидетельство разрыва с прошлым. В годы 'холодной войны' гонка вооружений означала, что США и СССР 'штамповали' все больше ядерного оружия - ракет, субмарин, бомбардировщиков, боеголовок. Но сегодня мы говорим о 'щите', призванном защитить невинных людей от ядерного нападения.
Многие европейцы осознают, что такая оборонительная система необходима. Они уже много лет живут в опасном 'квартале'.
Обе мировые войны начались в Европе, а затем, в период 'холодной войны', восточная часть континента на десятилетия оказалась под властью СССР. И нельзя сказать, что все эти опасности ушли в прошлое. Сегодня в соседнем ближневосточном регионе возникает новая потенциальная угроза - со стороны Ирана.
Фундаменталистский тегеранский режим, судя по всему, полон решимости обзавестись ядерным оружием. Несколько лет назад французы, британцы и немцы попросили Вашингтон 'постоять в сторонке', позволив им самим разобраться с иранскими ядерными амбициями. Однако их попытки надавить на Тегеран, заставив его отказаться от ядерной программы, полностью провалились. Сегодня превращение Ирана в ядерную державу представляется практически неизбежным. И словно лишний раз подчеркивая эту угрозу, иранцы провели испытания баллистических ракет в ноябре прошлого года и в январе нынешнего.
Американская система ПРО может сместить баланс сил в сфере безопасности в пользу Европы. И России это, конечно, ничем не грозит, а напротив, должно ее успокоить.
Наша цель, как выразился президент Буш, - 'защитить свободные страны от возможного ракетного нападения со стороны какого-нибудь разбойничьего режима. Россия нам не враг'.
Таким образом, России следовало бы поддержать создание такой оборонительной системы, или по крайней мере не возражать против нее. Польша и Чешская Республика сегодня входят в НАТО, и Соединенные Штаты обязаны делать все возможное, чтобы их защитить. Одним из важнейших элементов этого обязательства остается - и останется впредь - необходимость делиться с союзниками технологиями ПРО.
По целому ряду причин технического и политического характера подготовка к развертыванию противоракетной системы заняла гораздо больше времени, чем планировалось. Однако теперь, когда созданные нами технологии наконец работают эффективно, пора поделиться ими с друзьями и союзниками. Пользоваться этими наработками в одиночку было бы не по-соседски.
Эд Фелнер - президент аналитического центра Heritage Foundation
________________________
К Путину надо прислушаться ("Los Angeles Times", США)
ВВП и ВГУ ("The Economist", Великобритания)
Ракетный гамбит Путина ("The Wall Street Journal", США)