Президент России Путин на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме призвал серьезно оценить возможность создания евразийского аналога ВТО. Эта инициатива объясняется нежеланием России считаться с интересами малых государств после вступления в ВТО. За торгово-экономическими запретами Москвы в отношении ряда стран скрываются политические амбиции сверхдержавы, говорится в статье.
'Президент России Владимир Путин, выступая на очередном Санкт-Петербургском международном экономическом форуме, призвал присутствующих серьезно оценить возможность создания евразийского аналога Всемирной торговой организации (ВТО). Это нечто похожее на недавнюю идею Москвы о формировании 'второго НАТО' в качестве противовеса существующему Североатлантическому альянсу.
Интересно, как мотивирована новая идея: ВТО не очень успешно справляется с регулированием глобального мирового рынка, потому что эта структура создана в расчете на небольшое количество активных игроков из индустриально развитых западных государств. Это якобы бы не соответствует нынешнему распределению сил в мире. И старые методы принятия решений тоже больше не действуют... В действительности за такими вроде бы научными формулировками скрывается нечто иное. В данное время в составе ВТО 150 государств. Однако России вступить в эту организацию по-прежнему не удается.
В прошлом году, когда Россия и США подписали 800-старичный протокол, в котором зафиксированы двусторонние условия о вступлении России, казалось, что двери в ВТО нашему восточному соседу открыты. Как тогда высказался министр экономики и развития торговли Герман Греф, это историческое событие, которое позволит России после 13 лет переговоров стать полноправной составной частью глобальной экономики. Формально это стало бы подтверждением, что Россия является государством с полноценной рыночной экономикой.
Но все получилось не совсем гладко. Оказывается: России нужно считаться с интересами малых государств. Пока неудачей закончились недавние российско-грузинские переговоры о вступлении России в ВТО. Хотя Россия и обещала выполнить обязательства в отношении Грузии, этого еще не сделано. Это относится не только к запрету Москвы экспортировать в Россию грузинские вина, минеральную воду и другие продукты. Для Грузии важнее добиться того, чтобы она могла контролировать пропускные пункты в Южной Осетии и Абхазии, чего Москва не хочет допускать из-за своих имперских амбиций. Переговоры решено продолжить.
Уже больше года действует эмбарго Москвы на польское мясо и другую сельскохозяйственную продукцию. Такую же политику Россия, правда, не афишируя, реализует в отношениях с Молдовой, Украиной, Эстонией, Белоруссией, Болгарией, Румынией. Речь идет о запрете на экспорт мяса, рыбы, фруктов, овощей, сахара, вина и других продуктов из упомянутых стран. Наша страна уже длительное время терроризируется препятствиями на экспорт рыбных консервов в Россию.
Необходимо сделать оговорку: было бы недостойно считать Россию рынком сбыта некачественных товаров, как, возможно, думают некоторые сомнительного характера дельцы в разных концах света, которые хотят получить в соседней с нами восточной стране невообразимо большую прибыль при символических вложениях и затратах. На этот раз речь о том, что за многими торгово-экономическими запретами Москвы скрываются политические амбиции сверхдержавы.
Если Россия действительно стремится включиться в единый мировой рынок и честно играть по его правилам, то зачем вмешивать сюда те вопросы, которые практически не имеют ничего общего с торговлей в традиционном понимании этого слова? Как, скажем, объяснить существующие много лет дискриминационные железнодорожные тарифы в отношении Латвии и других стран Балтии, которые применяет Москва? Как объяснить скрытые и открытые санкции против Эстонии, обоснованные тем, что эстонцы переместили установленный в советское время памятник из центра города на военное кладбище? Не будем уже говорить о ценах на поставки нефти и газа из России в отдельные страны Европейского союза.
Россия от высоких цен на энергоресурсы на мировом рынке получает большие доходы, а внутри страны хочет сохранить низкую стоимость энергоносителей. Это не соответствует принципам ВТО, которая своей главной задачей провозгласила создание благоприятных условий для свободной, справедливой и прозрачной торговли в мире. Не секрет, что современными российскими геополитиками Польше, Украине, странам Балтии Молдове отведена лишь роль 'санитарного кордона' в формировании сферы стратегического влияния Кремля в Западной Европе'.