Разделение Западного берега реки Иордан и Газы на два сепаратных политических анклава под управлением ФАТХ и ХАМАС, соответственно, - это бедствие. Но стремительность, с которой США, Израиль и Европа намерены возобновить помощь чрезвычайному правительству, созданному в начале этой недели президентом Махмудом Аббасом, грозит превратить бедствие в полномасштабную катастрофу.
В настоящее время палестинский народ разделен на шесть различных сообществ, проживающих в Газе, на Западном берегу, в восточной части арабского Иерусалима (находящейся под израильской оккупацией и контролем), в лагерях для беженцев, рассеянных по все арабскому миру, в странах Ближнего Востока за пределами лагерей, а также в диаспоре по всему миру. Дальнейшая фрагментация палестинцев, безусловно, приведет к еще большей радикализации и усилению сопротивления, которое затронет также и другие сообщества в регионе, а, возможно, и в мире в целом. Именно такая тенденция наблюдалась, начиная с 1948 года (первая арабо-израильская война и исход палестинцев).
Сегодня с севера и с юга Израилю противостоят два воинственных движения - 'Хезболла' и ХАМАС, вооруженных мощной идеологией, основанной на религии, национализме, идеях сопротивления и самоутверждения. Ни то, ни другое не существовали 25 лет назад, но сегодня оба они приобрели силу и известность. Они являются естественным следствием десятилетиями продолжающихся израильских военных акций, бесчеловечной оккупации и жестокой колонизации Палестины, при попустительстве США и Европы и индифферентности арабского мира.
ХАМАС и 'Хезболла' относятся к числу наиболее действенных легитимных политических движений в арабском мире. Они заставили Израиль пойти на односторонний уход (с занимаемых территорий), чего не могла сделать ни одна арабская армия. Они победили на выборах демократическим путем, не прибегая к махинациям с избирательными округами и избирательными бюллетенями, как это делает большинство арабских режимов, поддерживаемых США. Они эффективно служат своим избирателям; оказывают сопротивление израильской оккупации, что соответствует страстному желанию вернуть чувство собственного достоинства со стороны простых арабов, влачащих жалкую жизнь в условиях шатающихся и лживых политических режимов.
Этих исламистов следует критиковать за некоторые их политические убеждения и действия. Но противостоять им и бороться с ними за то, что они бросают вызов Израилю, дружески настроены по отношению к Ирану и Сирии, являясь авангардом регионального исламизма, - большая ошибка, ибо эти три составляющие в значительной степени определяют их эффективность и легитимность.
Тем, кто желает бороться с ХАМАС и 'Хезболла', следовало бы сначала подумать о причинах недовольства в Ливане и Палестине, которые породили эти группировки и продолжают поддерживать их популярность.
ХАМАС, 'Хезболла' и исламисты в целом являются реакцией на иностранное вмешательство, отражением стремления простых арабов к подлинной независимости, с одной стороны, и нежелания быть марионетками США, суррогатом Израиля, или объектом социальной помощи Европы, с другой.
Силу этим движениям добавляют и события, свидетелями которых мы стали на этой неделе, а именно: настойчивое вмешательство со стороны Израиля, США и Европы (ныне сплоченной команды) во внутренние политические процессы в Палестине и в арабском мире в пользу одной из сторон в идеологической борьбе, разделяющей Ближний Восток.
США, Израиль и Европа повторяют две большие ошибки, когда они откровенно встают на сторону ФАТХ и (Махмуда) Аббаса и идут на грубый подкуп палестинцев в своем стремлении уничтожить ХАМАС. Подобный подход лишь ускорит подрыв и без того слабого авторитета и легитимности Аббаса и ФАТХ. Как и в Северной Ирландии с ее смешанным католическо-протестантским правительством, правительство из представителей ФАТХ и ХАМАС - это единственно реалистичный путь к стабильной, общепризнанной и безопасной государственности для палестинцев и израильтян.
Американский госсекретарь Кондолиза Райс в понедельник звучала более непоследовательно и невообразимо, чем всегда, выливая потоки брани на ХАМАС и восхваляя Аббаса и его чрезвычайное правительство, а также повторяя ныне забавно звучащую американскую приверженность плану разрешения палестино-израильского конфликта на основе создания двух государств. Надо быть простаком или обладать злыми намерениями для того, чтобы подогревать внутреннюю борьбу между палестинцами, игнорируя при этом самое мощное, демократически избранное массовое движение в Палестине, и одновременно говорить об активизации мирного процесса между палестинцами и израильтянами. Райс и США не являются ни простаками, ни злобными. Тогда почему же они ведут себя подобным образом?
Сегодня отсутствуют три составляющие, необходимые для израильско-палестинского мира. Это - единое, легитимное палестинское правительство с ясными политическими целями - мира или войны с Израилем; отсутствие израильского правительства, готового вести переговоры о справедливом мире, отвечающим законным правам, как израильтян, так и арабов; и, наконец, отсутствие беспристрастного посредника, который смог бы подтолкнуть обе стороны к справедливому соглашению, основанному на резолюциях ООН.
Ситуация осложняется еще и конфронтацией между ФАТХ и ХАМАС, а также реакцией на происходящее в Палестине со стороны США, Израиля и Европы. Мир допустил ошибку, отказавшись признать ХАМАС после его победы на выборах в прошлом году и второй раз - в начале этого года после формирования коалиционного правительства в составе представителей ХАМАС и ФАТХ. Надо быть по настоящему глупым или невероятно злобным, чтобы повторить эту ошибку в третий раз.
Перевод А. Кирилловой